Вчера в результате полетов на лебедке Моцарта выяснилось, что Парабоинг единственный, кто не выполнил инструктаж Моцарта по правилам буксировки на лебедке. В результате Парабоинг в течении всей буксировки уходил с курса на лебедку влево и вправо на углы до 65 градусов. Моцарт всю буксировку требовал от Парабоинга строго выдерживать курс, однако Парабоинг не внял командам по рации и продолжал многочисленные уходы с курса. При таких условиях Моцарт постоянно сбрасывал тягу и чуть не прекратил буксировку вовсе. При отцепке высоты было менее 200 метров (по ощущениям с земли), в то время как других пилотов в этот день я затаскивал на высоты более 700 метров.
После этого старта полеты были приостановлены и Моцарт провел брифинг по разбору ситуации.
1.Парабоинг был проинструктирован ранее (в прошлом году), что на лебедке категорически запрещено корректировать курс полета (на машину) весом. Вместо этого требуется корректировать курс клевантой и только клевантой. В этот раз повторного инструктажа Моцарт не сделал, понядеявшись что Парабоинг с прошлого раза помнит мои инструкции. Признаю упущение. В следующий раз буду повторно каждого инструктировать перед каждым стартом вне зависимости от предыдущих инструктажей.
2.Парабоинг в прошлом году стартовал с отцепкой "Моцарт", которая автоматически корректировала курс полета "на машину", помогая пилоту держать курс, и проблем уходя с курса не было. В этот раз Парабоинг применил отцепку другой конструкции без функции автоматического поддержания курса "на машину". Парабоинг недооценил отцепку "Моцарт" и подарил ее другому пилоту, а себе выбрал заведомо плохую отцепку, с которой курс поддерживать можно, но труднее. В результате, в прошлом году он вполне нормально затягивался без особого ухода с курса, а в этом году не смог справиться с управлением при буксировке.
3.Выяснилось, что парабоинг умышленно не выполнил важное указание Моцарта корректировать курс только клевантой. И более того, начал спорить с Моцартом на брифинге. По существу поясню, почему нельзя переваливать вес на буксировке:
4.Дело в том, что параплан реагирует на перенос веса с задержкой до двух секунд. А на клеванту параплан реагирует практически мгновенно. Скорректировать уход с курса на машину легко в самом начале ухода с курса легким воздействием на клеванту. Параплан мгновенно скорректирует уход с курса. Перевал веса дает эффект через 2 секунды, за это время параплан (особенно на жесткой отцепке) продолжает уходить с курса.
5.Кроме этого, корректировка курса весом имеет второй недостаток - параплан на буксировке при перевале веса сильно кренится, что снижает эффективность буксировки и заставляет оператора увеличивать тягу больше чем надо. А при корректировке курса клевантой крена не происходит, и эффективность буксировки повышается при снижении силы тяги оператором.
6.Парабоинг объяснил, почему именно он не выполнил инструктаж Моцарта. Оказывается, Парабоинг боится асимметричного срыва потока, особенно когда параплан заваливается на буксировке назад. Я ранее на форуме именно Парабоингу разъяснял, для чего именно требуется пройти СИВ-курс и на практике освоить срывные режимы - полный и асимметричный срывы потока. Для того, чтобы СМЕЛО и ЭФФЕКТИВНО управлять парапланом, и при этом гарантированно не вызвать срыв. Парабоинг не согласился с этой истиной, результат - вчерашнее неумение управлять парапланом. Парабоинг боялся тянуть клеванту потому что летел на DHV 2-3. Это еще одна ошибка Парабоинга, и об этом я также предупреждал его заранее - с таким как у него уровнем подготовки нужно забыть про DHV 2-3. Продвинутые парапланы действительно имеют укороченный ход клеванты и срываются раньше, чем простые стандарты. Это Парабоинг знал, именно этого и боялся Парабоинг. Завышенное чувство боязни срыва я назову "ПАРАПЛАНЕРНАЯ АЛЕРГИЯ". Обычная медицинская алергия - это чрезмерный иммунитет организма на болезни, когда иммунная защита резко превышает уровень самой болезни, и мы начинаем чихать, у нас возникает сыпь, покраснение, повышение температуры, слёзы на безобидные раздражители или микроскопические безопасные дозы инфекции. В итоге вред от чрезмерного иммунитета превышает вред от самой инфекции. Это есть алергия. У Парабоинга как раз проявился чрезмерный иммунитет от срыва потока, и, боясь дернуть клеванту, Парабоинг просто не справился с коррекцией ухода с курса. Стоило Парабоингу освоить задний свал и негативку (к примеру на курсах у Моцарта в Гагре), он бы гораздо смелее тянул клеванту, и в срыв бы не попал, и курс бы нормально эффективно выдерживал.
7.При разборе на брифинге Парабоинг заявил еще одну причину - он боялся дергать клеванту в момент, когда параплан заваливался назад. Парабоинг перепутал два режима полета параплана... Действительно, если параплан, не подцепленный к лебедке и без тяги, осуществляет колебания по тангажу, то улетая назад, динамически кратковременно повышается угол атаки, параплан начинает тормозиться ниже балансировочной скорости, и если в этот момент еще и клеванту затянуть, параплан можно легко дотормозить до срывной скорости 23 км/ч и попасть в срыв. ОДНАКО!! Если параплан уходит назад, находясь под тягой лебедки и в результате этой тяги, режим полета совсем другой: угол атаки при этом НЕ РАСТЕТ, потому что под тягой параплан набирает высоту и летит ВВЕРХ! А значит, при забросе назад под тягой лебедки балансировочная скорость параплана 38 км/ч сохраняется, не падает, и воздействие клевантой на параплан под тягой, даже если купол уходит сильно назад, НЕ СПОСОБСТВУЕТ СРЫВУ! Уход назад купола под лебедочной тягой НЕ ПРИБЛИЖАЕТ НАС К ТОЧКЕ СРЫВА! А значит, под тягой можно смело управлять клевантой так же глубоко и эффективно, как и при обычном полёте. Точка срыва под тягой будет на том же вытягивании клеванты, что и при выполнении срывного режима на СИВ-курсе!
8.К сожалению, до Парабоинга достучаться трудно или невозможно. Он не приемлет совет пройти СИВ. Он не приемлет совет не летать на DHV 2-3 с его уровнем подготовки. Он не выполняет инструкций руководителя полетами и оператора лебедки. А потом еще и обижается, почему его так дергало на буксировке. Да потому что я вместо того чтобы обеспечивать равномерную тягу, вынужден сбрасывать тягу в момент ухода Парабоинга с курса (более 45 градусов - до 65 градусов!), а когда он выправлял курс. я давал нормальную тягу, но Парабоинг быстро проскакивал направление на лебедку и быстро уходил с курса в другую сторону! Я опять был вынужден сбрасывать тягу! И так всю буксировку. Я могу поддерживать равномерную тягу только при условии, что пилот строго выдерживает курс "на машину лебедки". Если я это вижу, я сосредоточен на равномерности размотки барабана. В случае с Парабоингом я вместо равномерной тяги только и занимался что орал на него в рацию, чтобы он применял клеванту. А он наплевал на мои инструкции и продолжал переваливать вес.
9.ВСЕМ кто будет у меня затягиваться, настоятельно рекомендую прислушиваться к каждой мелочи в моих инстркуциях и ни при каких обстоятельствах не нарушать инструкций по буксировке. Также рекомендую выкинуть жесткие и/или короткие отцепки, и применять для буксировки отцепки "Моцарт". С моими отцепками гораздо легче поддерживать курс на лебедку. Эта рекомендация не строгая. С отцепками других фирм, в том числе жесткими хорошо подготовленный парапланерист сможет всё же удержать правильный курс полёта. А вот для новичков рекомендую только отцепки "Моцарт".
10.Я ранее выкладывал мастер-класс Моцарта по правилам буксировки на пассивной лебедке. Вот, еще раз прочитайте: viewtopic.php?f=32&t=29