Асимметричное сложение. Можно вызвать затягиванием левой или правой половины строп А-ряда. Примерно половина купола с одной стороны складывается, иногда переламывается, и хвост колышется сзади. Асимметричное сложение часто возникает само - достаточно небольшой турбулентности в воздухе или порыва ветра. Очень часто постоянные асимметричные сложения то слева, то справа возникают в горных условиях, при жесткой термической активности, при полете в роторной зоне. Реже - в прибрежном бризе. Асимметричное сложение на простых учебных парапланах должно раскрыться само. Однако, сейчас продвинутые парапланы в результате коррупции искусственно загоняются на 1-2 класса ниже, и формально по сертификации простые парапланы в реальности ведут себя как супер продвинутые - не раскрываются самостоятельно, или очень медленно раскрываются. Приходится прокачивать асимметричное сложение. Главная опасность плохого раскрытия асимметрии - переход из асимметрии в авторотацию, при полете у склона - резкий неожиданный разворот в склон с последующими травмами. Вспоминаются многочисленные сломанные пятки в Анапе в результате неожиданной асимметрии и последующего разворота в склон. Правильные действия при неожиданно случившейся асимметрии:
Первое и главное, что необходимо сделать - затянуть клеванту с противоположной от асимметрии стороны, чтобы предотвратить разворот в сторону асимметрии (чтобы не врезаться в склон) Компенсировать разворот нужно резко, решительно, моментально, примерно на половину хода клеванты или сильнее. Чем больше асимметричное сложение, тем сильнее и глубже нужно рвануть клеванту для компенсации разворота. Однако, нельзя это делать чрезмерно - иначе случится асимметричный срыв потока на стороне, где затянули клеванту. Важно знать у своего параплана ту точку затягивания клеванты, до которой еще не происходит асимметричного срыва, и после которой срыв происходит. Эта точка срыва определяется на практических занятиях по асимметричному срыву потока. Замечу. что асимметричный срыв при полном затягивании клеванты развивается не мгновенно, а через 1-2 секунды после полного затягивания клеванты, поэтому для эффективной компенсации асимметричного сложения можно рвануть клеванту до отказа вниз, но тут же отпустить ее до половины хода клеванты - и компенсация асимметричного сложения будет очень эффективной, и асимметричного срыва еще не произойдет. Компенсации асимметричного сложения нужно много-много раз тренироваться - еще до того, как сложение у вас случится неожиданно, и вы врежетесь в скальный склон. Нескомпенсированное сложение опасно не только резким разворотом в склон, но и авторотацией - если сложение (на куполах с большим удлинением) не раскрылось само, то разворот в сторону сложения будет нарастать и нарастать, пока режим не перейдет в глубокую спираль (авторотацию), из которой выход очень труден и иногда просто сил не хватит, чтобы выйти. Уметь эффективно скомпенсировать асимметричное сложение - главный и самый важный навык парапланериста, потому что сложения происходят чаще других режимов.
Асимметричное сложение кроме опасности еще представляет интерес как эффективный и иногда единственно возможный способ осуществить безопасную посадку. Случай со мной на Собере:
Старт и посадка возможны только на склон на вершине горы. Обычно это делалется на ушах. Но при моем полете ветер раздулся до 10-12 м/с. Вокруг горы внизу - лес на большом расстоянии - некуда сдуваться. Никакие большие уши при ветре 10-12 м/с не позволяют снизиться к склону для приземления - на ушах идет набор высоты. Летал я так час на ушах до тех пор, пока не применил сложение 50% с одновременной компенсацией противоположной от сложения клевантой. Купол начал просаживаться на склон, и я спокойно и плавно приземлился в дульник на старт на Собер. В той ситуации не было ни одного другого способа приземлиться, не развесившись на деревьях в лесу. Только на асимметрии. Поэтому рекомендую обучиться этому способу посадки. Идеальным местом обучения могут быть Анапа, Голубицкая, Благовещенка, Лабинск, 7 ветров - в предельный ветер 8-12 м/с.