Страница 1 из 1

Кем и когда был изобретен параплан?

СообщениеДобавлено: 16 авг 2010, 17:31
Моцарт
Кем и когда был изобретен параплан?

Ответ дает журнал Cross Country:

Дэвид Бэриш - забытый отец парапланеризма.

СС, январь 2001, Ксавье Мурие

В начале 60-х годов США и СССР были основательно вовлечены в гонку, кто первый запустит человека на Луну. Дэвид Бэриш, американский инженер в области космонавтики, изобрел новый парашют для спуска космического корабля на землю. Он самостоятельно испытывал новые формы купола и был так увлечен его новыми возможностями, что стал разъезжать по лыжным курортам США, демонстрируя новый вид спорта. В результате исследования, занявшего 12 лет и охватившего 3 континента, Ксавье Мурие установил истинную дату рождения парапланеризма - год 1965-й, и встретился с человеком, который заварил эту кашу.

Февраль 1988-го, Аннемас, Франция.

Работая над своей книгой "История парапланеризма" я встретил парашютиста из Аннемаса, Андрэ Бона - одного из трех пионеров парапланеризма во Франции. В воскресенье, 28 июня 1978 года Андрэ стартовал с г.Мьюсси и приземлился на футбольном поле в долине. На вопрос, как он пришел к идее стартовать с парашютом с земли, он ответил, что прочитал описание в издании для профессиональных парашютистов "Parachute Manual". Это стало для меня откровением, потому как противоречило популярному мнению, что парапланеризм был изобретен во Франции.

Январь 1992, Мельбурн, Австралия.

После соревнований в Виктории я посетил владельца одной небольшой парашютной фабрики в Мельбурне. Я обнаружил у него полную подписку "Parachute Manuel" и, жаждая информации, пролистал ее от корки до корки.
Выпуск 1972 года содержал описание парения, предназначенного для проверки парашютов после ремонта. Я положил журнал на землю во дворе фабрики и переснял несколько страниц. Они послужили доказательством того, что старты с земли с парашютом имели место аж в 1970-м году. Черно-белые фотографии демонстрировали крыло потрясающей формы. Это было крыло Дэвида Бэриша, но узнал я об этом только 8 лет спустя.

Январь 1998, музей воздухоплавания и космоса, Франция

Роясь в музейной библиотеке, я нашел книгу Дэна Пойнтера, озаглавленную "Дельтапланеризм", вышедшую в 1973 году. Что же я нахожу в ней! Более двух страниц посвящено "параглайдингу", который описывается как спорт близкий к дельтапланеризму. Иллюстрированы они теми же фотографиями, что и "Parachute Manuel", но здесь изобретатель параплана имел имя - Дэвид Бэриш - упоминался так же, как промоутер данного спорта, сделавший несколько полетов на лыжных курортах США. Я объявил о своем открытии в журнале "Parapente" за 1988 в статье под названием "Параплан был изобретен в США!" Но редактор отказался напечатать фото: крыло имело слишком жалкий вид. Мой приятель-журналист Жан-Поль Будильон вынюхал сведения о том, как найти Дэна Пойнтера и Дэвида Бэриша. Я покупаю билет и лечу в Нью-Йорк.

3 июня 2000, Мэнхэттн, США

51-я стрит, 12-й этаж. Улыбающийся джентльмен открывает дверь, чтобы впустить меня. Это кульминация двенадцатилетних поисков настоящего отца парапланеризма. Следующие 3 дня Дэвид рассказывает мне историю своей жизни, о своих многочисленных изобретениях, среди которых есть параплан. В соседней комнате, где мне предстояло жить, показывает швейную машинку, на которой шились первые экземпляры. Здесь же я вижу деревянный пропеллер первого парамотора!
Дэвид Бэриш начал свою летную карьеру в 18 лет. В 1939 году американское правительство, испытывая нехватку пилотов, объявило набор рекрутов на бесплатное обучение. "Вскоре я стал вторым пилотом на трансатлантических перелетах", - рассказывает Дэвид. "Мой брат, который был на 3 года старше меня, летал на В-1, Flying Fortress и погиб в Нормандии в 1944-м. Вскоре, я вступил в ВВС США и летал на Мустанге. К счастью, в день, когда я поступил на службу, капитулировала Япония и война закончилась".
Затем Дэвид поступил в престижный технический университет в Калифорнии, где получил диплом в области теоретической аэродинамики. Она пригодилась ему, когда он работал в Дэйтонском отделении Исследования и Развития ВВС. В 1953-м он ушел из армии, но остался консультантом ВВС и НАСА. В 1955-м он изобрел "Vortex Ring" - революционный парашют, состоящий из четырех гибких крыльев, вращающихся на оси, имеющих эффект вертолетных лопастей. Легкий, с отличными характеристиками, суперпарашют гасился сам сразу же после посадки, даже в сильный ветер. Он был впервые изготовлен фирмой Пионер и до сих пор используется в американской армии.
В начале шестидесятых началась "космическая гонка" и огромное количество средств было брошено на космос, что подстегнуло развитие парашютов. Девид посвятил себя разработке парашютов, предназначенных для спуска космических капсул на землю. Чтобы не шить парашюты с размахом в 30 метров, для спуска капсул весом в 5 тонн, он изготовлял модели разных размеров. Он испытывал их, таская за собственной машиной или руками в ровном ветре за паромом на Стейтен Айленд.
Его первый паразмей был однослойный, прямоугольной формы, состоящий из 3-х частей. Передний край каждой части был загнут вниз и пришит к нижней поверхности, что формировало двойную поверхность передней кромки, приблизительно 30 см. шириной.
Бэриш объясняет: "НАСА не купили бы двухслойное крыло, но им также требовалось хорошее качество. Поэтому в 1966-м мы разработали образец из 5 частей. Когда передняя кромка наползла на треть образца, именно Домина Жалберт изобрела полностью двухслойное крыло. Конструкция? Я думал об огромных стабилизаторах, матерчатом спинакере, о наименьшей пористости ткани. Я определился с длиной строп, взяв их из опыта тех, кто имел дело со змеями".
Первый полет Бэриша произошел в 1965 году в Бел Эйр, с горок Кэт Хиллс. в двух часах езды от Нью-Йорка, в присутствии сына и его друга Жак Истела. Это недалеко от Вудстока (там, где Джимми Хендрикс скоро сыграет свои знаменитые "Purple Haze" и "Little Wing"). Девид часто летал со склонов Маунт Хантер там же, неподалеку. Будучи опытным лыжником, Дэвид придумал новый летний вид спорта, выглядящий как скольжение с парашютом по травянистым склонам лыжных трасс. По совету друга, который был журналистом в "Ski Magazine", Бэриш и его сын проделали рекламное турне по горнолыжным курортам США - от Вермонта до Калифорнии. Новый спорт окрестили "парением по склону" (slope soaring). И, пожалуй, рановато. Тогда мы не знали, что можно на самом деле парить в термиках и динамическом потоке. В то время это стало забавой, позволяющей скользить по траве, иногда подскакивая на каких-нибудь 30 метров. Несколько раз Бэриш приземлялся на деревья!
В 1966-м в НАСА пытались закончить разработки для спасения Спейс шаттла Аполло. Дэвид очень много работал, чтобы доказать преимущества своего крыла над рогалло. Френсис Рогалло наблюдал за экспериментами Дэвида в аэродинамической трубе. Кажется, был очень заинтересован. Фактически, они оба делали то, что позже назовут парапланом. ВВС организовали демонстрацию полетов в Калифорнии. Именно там было официально зафиксировано качество парения крыла Бэриша - 4.2.
Но спустя всего неделю после демонстрации НАСА полностью отказались от идеи парашютов. "Они иногда передумывают", - говорит Дэвид с грустной улыбкой. Теперь, 30 лет спустя, они вернулись к использованию парашютов. Самый последний - Х34, или "space life boat", аппарат для спасения экипажа Шатла, имеет размах 30 метров, как и конструкция Бэриша в 1966-м.

Когда парашютная программа в НАСА была прикрыта, Дэвид тоже оставил эту тему, посвятив себя аэродинамике сверхзвуковых скоростей. "В науке о малых скоростях мало, что изменилось за последние 100 лет. Главное, что нужно знать об этом - написано в книгах Людвига Прандтла, германского отца школы аэродинамики. "Парение по склону" осталось моим хобби. Для того, чтобы развивать его необходимо было отдаться этому полностью, но, у меня было много других изобретений, которыми я не хотел пренебрегать, - рассказывает Бэриш.
Закрытые секции, профиль, триммера, надувающаяся ткань, клапана, 8-ми метровые стропы, большое удлинение, техника старта, приземления на деревья, парамотор!!! Все эти элементы современного параплана существовали аж в 60-х! Но, взрыв популярности спорта не произошел в следующие 20 лет. В 80-е Бэриш изготовил еще один параплан с частично закрытыми секциями, позже - дельтаплан для своего сына. Однажды, в 1993-м году, проезжая мимо Элленсвила, недалеко от Нью-Йорка, Бэриш увидел 30 парапланов воздухе и обнаружил, что "парение по склону" выросло в настоящий спорт. Бэриш заинтересовался парапланами вновь.

Во время своего отдыха в Европе он обнаружил, насколько стал популярен параплан на лыжных курортах Швейцарии. "Я был поражен, количеством компаний производящих оборудование. Я обратил внимание на диагональные нервюры фирмы Айрвэйв", - рассказывает Бэриш. В следующем году Дэвид посетил Сент-Илер, где количество парапланов на стартовом ковре окончательно сразло Бэриша. В 70 с лишним лет, он вновь засел за чертежную доску и швейную машинку. "Я делал это, чтобы удовлетворить свое интеллектуальное любопытство. Я рассмотрел все аспекты современного дизайна призванные улучшить летные характеристики!"

Несколько лет назад Дэвид начал летать опять! Можно решить, что он шутит, что стал стар для испытаний. Замечательный клип, снятый Йоханной летом 1999, демонстрирует полет Дэвида на 100 метровой высоте в турбулентных условиях. Крыло - невероятный прототип, очень плоское, с удлинением не менее 8. Дэвид докладывает: "Большое удлинение - единственный способ увеличить качество, но в результате получается очень чувствительный аппарат". Будучи скромным, Дэвид редко рекламировал свои разработки. Филип Ренадин, дилер Суп-Эйр в США, много раз встречал Дэвида с его крылом и сшитой в домашних условиях подвеской, прежде чем узнал, что этот удивительный джентльмен изобрел параплан 35 лет назад. И парамотор тоже. У него есть чему поучиться и сейчас. Когда Филипп рассказал ему, что парамотор хуже набирает высоту, когда движется против ветра, Дэвид тотчас ответил, что этого стоит ожидать, потому, как шаг винта рассчитан на то, что, вращаясь, винт проделывает единственный путь. Такая проблема существовала в 30-х для самолетов с маленькими винтами и была решена применением изменяемого шага винта. Дэвид утверждает, что возможно однажды мы узнаем о существовании Русского или Японского инженера, который занимался этими вещами еще до него.

Дэвид Бэриш на фестивале в Сент Илере.

Почетный гость и секретарь жури кинофестиваля, Дэвид поражал всех своей открытостью, добротой и бесконечной любопытностью. Он вступал в страстные споры с Джином Сеоком, Ксавье Димури (Нирвюр) и Жан-Луи Дарле (Кэйдж). В полете тандемом он тотчас попросил управление, летал на следующий день, даже поиграл с термиками. Всегда доступный, он давал множество интервью. Девид представил свой прототип на суд производителей. Ксавье Димури признался, что не думал, что "это" это может летать. Но Девид летал на "этом" еще за 20 лет до того как это начали делать мы. Длинные стропы, рипстоп, деформация ткани под давлением... Его работы привели нас туда, где мы есть. Он истинный изобретатель. Джин и Девид разложили свои парапланы. Джин обалдел от увиденного: удлинение 8 и всего 2 ряда строп с пирамидальным развитием. Дэвид изучал маленькие пластиковые усилители на абсолютно новом прототипе Бумеранга, предназначенные для усиления передней кромки во время выдавливания акселератора.

Перевод Д.В.с небольшими сокращениями.

Re: Кем и когда был изобретен параплан?

СообщениеДобавлено: 19 июн 2011, 23:26
Палач
Очень удивительно, что параплан изобрел не Моцарт... :lol: :lol: :lol: