Опасные режимы полета параплана. Описание.

Парапланеризм. Обсуждение полетов на параплане. Параплан ру

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Amadey » 29 июн 2013, 01:09

При полете на параплане сушествует несколько опасных режимов полета:
1.Асимметричное сложение.
2.Фронтальный подворот передней кромки.
3.Авторотация.
4.Глубокая спираль.
5.Бабочка - симметричный неполный подворот передней кромки.
6.Асимметричный срыв потока.
7.Негативная спираль.
8.Полный срыв потока.
9.Твист.
10.B-срыв.
11.С-срыв.
12.Парашютирование.
13.Уши (тоже опасный режим).

Рассмотрим каждый режим отдельно, в каких случаях возникает, из какого режима в какой усть опасность самопроизвольного перехода, какие правильные действия нужно предпринять, чтобы остановить каждый опасный режим полета параплана...
Amadey
 
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Amadey » 29 июн 2013, 01:10

Итак, начнем с ушей. Все мы умеем делать уши - достаточно потянуть за крайние стропы А-ряда, подворачиваются края параплана, его проекция площади на Землю уменьшается, увеличивается скорость снижения, увеличивается нагрузка на оставшуюся площадь параплана, что часто дает прирост горизонтальной скорости вперед. Опасность режим представляет в двух случаях:
-параплан с большим удлинением - после складывания ушей - они сами не раскрываются. Приходится их прокачивать резкими, глубокими, но кратковременными движениями клевант до самого низа с моментальным их отпусканием.
- Выполнение ушей в дождь приведет к приклеиванию мокрых ушей к основной несложенной части параплана, после чего никакое прокачивание не поможет их раскрыть. Никогда не делайте уши в дождь. Вспоминается случай. когда Петя Гавриков не смог раскрыть на посадке сложенные в дождь уши и сломал ногу.
Amadey
 
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Amadey » 29 июн 2013, 01:10

Асимметричное сложение. Можно вызвать затягиванием левой или правой половины строп А-ряда. Примерно половина купола с одной стороны складывается, иногда переламывается, и хвост колышется сзади. Асимметричное сложение часто возникает само - достаточно небольшой турбулентности в воздухе или порыва ветра. Очень часто постоянные асимметричные сложения то слева, то справа возникают в горных условиях, при жесткой термической активности, при полете в роторной зоне. Реже - в прибрежном бризе. Асимметричное сложение на простых учебных парапланах должно раскрыться само. Однако, сейчас продвинутые парапланы в результате коррупции искусственно загоняются на 1-2 класса ниже, и формально по сертификации простые парапланы в реальности ведут себя как супер продвинутые - не раскрываются самостоятельно, или очень медленно раскрываются. Приходится прокачивать асимметричное сложение точно так же, как описано выше для ушей. Главная опасность плохого раскрытия асимметрии - переход из асимметрии в авторорацию, при полете у склона - резкий неожиданный разворот в склон с последующими травмами. Вспоминаются многочисленные сломанные пятки в Анапе в результате неожиданной асимметрии и последующего разворота в склон. Правильные действия при неожиданно случившейся асимметрии:
Первое и главное. что необходимо сделать - затянуть клеванту с противоположной от асимметрии стороны. чтобы предотвратить разворот в сторону асимметрии (чтобы не врезаться в склон) Компенсировать разворот нужног резко, решительно, моментально, примерно на половину хода клеванты или сильнее. Чем больше асимметричное сложение, тем сильнее и глубже нужно рвануть клеванту для компенсации разворота. Однако, нельзя это делать чрезмерно - иначе случится асимметричный срыв потока на стороне, где затянули клеванту. Важно знать у своего параплана ту точку затягивания клеванту, до которой еще не происходит асимметричного срыва, и после которой срыв происходит. Эта точка срыва определяется на практических занятиях по асимметричному срыву потока. Замечу. что асимметричный срыв при полном затягивании клеванты развивается не мгновенно, а через 1-2 секунды после полного затягивания клеванты, поэтому для эффективной компенсации асимметричного сложения можно рвануть клеванту до отказа вниз, но тут же отпустить ее до половины хода клеванты - и компенсация асимметричного сложения будет очень эффективной, и асимметричного срыва еще не произойдет. Компенсации асимметричного сложения нужно много-много раз тренироваться - еще до того, как сложение у вас случится неожиданно, и вы врежетесь в скальный склон. Нескомпенсированное сложение опасно не только резким разворотом в скон, но и авторотацией - если сложение (на куполах с большим удлинением) не раскрылось само, то разворот в сторону сложения будет нарастать и нарастать, пока режим не перейдет в глубокую спираль (авторотацию), из которой выход очень труден и иногда просто сил не хватит, чтобы выйти. Уметь эффективно скомпенсировать асимметричное сложение - главный и самый важный навык парапланериста, потому что сложения происходят чаще других режимов.

Асимметричное сложение кроме опасности еще представляет интерес как эффективный и иногда единственно возможный способ осуществить безопасную посадку. Случай со мной на Собере:
Старт и посадка возможны только на склон на вершине горы. Обычно это делалется на ушах. Но при моем полете ветер раздулся до 10-12 м/с. Вокруг горы внизу - лес на большом расстоянии - некуда сдуваться. Никакие большие уши при ветре 10-12 м/с не позволяют снизиться к склону для приземления - на ушах идет набор высоты. Летал я так час на ушах до тех пор, пока не применил сложение 50% с одновременной компенсацией противоположной от сложения клевантой. Купол начал просаживаться на склон, и я спокойно и плавно приземлился в дульник на старт на Собер. В той ситуации не было ни одного другого способа приземлиться, не развесившись на деревьях в лесу. Только на асимметрии. Поэтому рекомендую обучиться этому способу посадки. Идеальным местом обучения могут быть Анапа, Голубицкая, Благовещенка, Лабинск, 7 ветров - в предельный ветер 8-12 м/с.
Amadey
 
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Amadey » 29 июн 2013, 01:11

Это не совсем обучение, это предостережение, что невидимая опасность дышит в затылок парапланеристу, который не умеет компенсировать асимметричное сложение. Чтобы ученики задумались и спросили у своих инструкторов - почему инструктора не научили компенсировать асимметричное сложение. затем ученики получат от инструктора либо невразумительный бред, либо признание, что сами инструкторы этого не умеют делать.
Amadey
 
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Моцарт » 06 дек 2013, 13:21

B-срыв (из программы СИВ Моцарта):
Режим выполняется для снижения когда засасывает в тучу.
Для входа в режим нужно взяться за второй ряд строп с двух сторон и симметрично аккуратно подтянуться на этих стропах. Параплан переламывается пополам вдоль В-ряда, срывается поток, и параплан начинает парашютировать вниз. При входе в режим параплан уходит назад за пилота на угол не более 45 градусов, что безопасно, затем возвращается в положение над пилотом. Скорость снижения зависит от глубины втягивания строп В-ряда. Если недотянуть, то скорость снижения будет недостаточной, а удерживать режим будет тяжело. Если перетянуть, то параплан сильнее снижается, но при этом переламывается сильнее, теряет стабильную форму, переламывается один или несколько раз уже поперек В-ряда, превращаясь в букву Z, после чего начинается резкий разворот в непредсказуемую сторону, клевки, возникают галстуки - один или несколько.
В процессе выполнения режима нужно постоянно контролировать глубину затягивания В-ряда. При недостаточной эффективности срыва осторожно дотянуть стропы, при малейших признаках переламывания и заворачивания консолей - чуть приотпустить.
Для выхода из режима нужно резко не отпустить, а бросить В-ряд, иначе при плавном отпускании некоторые парапланы попадают в парашютирование - еще более опасный и коварный режим. В момент выхода из В-срыва ощущается небольшой разгонный клевок вперед, который нельзя компенсировать клевантами.
После выхода из режима нужно обязательно оценить - не попали ли в парашютирование по нескольким признакам - земля в нормальном полете набегает на пилота спереди, а в парашютировании она уходит вперед (удобно смотреть перемещение ботинка относительно земли). Свист в стропах в парашютировании прекращается, пилот летит в подозрительной тишине. Не дует ветер в лицо. Параплан не слушается клевант, не поворачивает ни влево, ни вправо. Еще один признак - после выхода из В-срыва пилот не ощутил небольшой разгонный клевок вперед.
Режим парашютирования - нестабильный. Малейшее воздействие на купол выводит его из парашютирования.
В случае распознавания парашютирования (а я делаю в любом случае после В-срыва) нужно резко толкнуть вперед А-ряд либо резко качнуть купол клевантами - резким, глубоким, но кратковременным одиночным воздействием на клеванты. Купол сделает разгонный клевок и выйдет в нормальный полет.
После выхода из В-срыва возможен сильный галстук, если во время В-срыва купол переламывался поперек В-ряда. Несвоевременно скомпенсированный галстук моментально приведет к авторотации, выйти из которой у вас может просто не хватить силы (подтягивание на одной клеванте двумя руками в условиях перегрузки). Чтобы начать учиться выполнять В-срыв, ранее нужно научиться выполнять асимметричное сложение с компенсацией и глубокую спираль.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 12:07
Откуда: Краснодар

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Leo » 16 сен 2014, 18:07

Интересно какой практический смысл в бабочке?
Кроме красивой (не обычной для не искушенного) конфигурации.
Leo
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 09 сен 2014, 16:52
Откуда: Эстония

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение Моцарт » 16 сен 2014, 21:41

Бабочка позволяет перейти в режим парашютирования чтобы практиковаться в распознавании парашютирования и выходе из него.
В остальном - это красота для зрителей. Я люблю делать бабочки на публику. Делаю начиная с высоты 70м.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 12:07
Откуда: Краснодар

Re: Опасные режимы полета параплана. Описание.

Сообщение skyatlantida » 02 дек 2014, 14:08

Немного об опасных режимах полёта в тандеме с 59 секунды) https://www.youtube.com/watch?v=poqIn90 ... 4XCIqeTx40
skyatlantida
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 22:26


Вернуться в ParaForum

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron