Базовый курс обучения полету на параплане
Разрабатывая базовую программу обучения, мы постарались сделать ее не только максимально безопасной, но и интересной. Широко используемый в дайвинге принцип активной безопасности, позволяет на первых же этапах обучения разобрать простейшие ситуации волнующие курсанта. В итоге, обучаемые, получив ответ на "а что если?", за 48 вылетов спокойно изучают 24 интересных упражнения курса с сопутствующей теоретической и наземной подготовкой.
Курс разделен на три тематических блока: Основа, Безопасность, Мастерство. Основной инструмент практического обучения: наземная подготовка с парапланом, тренажерами, и учебные полеты. Объем летной подготовки 48 (32) вылетов на высоту 150-250 (300-500) метров. Рекомендуемая интенсивность полетов от 4 до 8 полетов за занятие, с зависимости от метеоусловий, сложности упражнений и состояния курсанта. Длительность летной подготовки 7-10 занятий.
Предполетная подготовка
Предполетная подготовка включает в себя теоретическую, наземную и непосредственную подготовку к полетам. В базовом курсе три части предполетной подготовка соответствуют трем тематическим блокам летной подготовки: Основа, Безопасность, Мастерство.
Теоретическая подготовка состоит из трех частей:
1. Занятия с инструктором.
2. Самоподготовка.
3. Курс лекций.
Наземная подготовка включает:
1. Занятия на тренажере.
2. Тренировки с парапланом на земле.
Непосредственная подготовка проводится перед вылетом и подразумевает:
1. Постановку и детальный разбор задания на полет.
2. Подготовку и предполетную проверку снаряжения.
Контроль знаний и навыков проводится преподавателями школы с помощью системы теоретических и практических зачетов.
Успешная сдача соответствующих зачетов является обязательным условием допуска к летной подготовке.
Летная подготовка
Летная подготовка базового курса разделена на три тематических блока Основа, Безопасность, Мастерство. Каждый из них состоит из 8-12 полетов по определенным упражнениям.
Инструментом летной подготовки являются вывозные, демонстрационные и самостоятельные полеты. Контроль производится с помощью контрольных и зачетных полетов.
Условием допуска к полетам является соблюдение предполетного режима, прохождение предполетного медконтроля и успешная сдача зачетов по предполетной подготовке.
Порядок и правила прохождения обучения
На первом занятии по теоретической подготовке курсант получает летную книжку, которая должна аккуратно вестись и быть в наличии на любых последующих занятиях.
Перед полетами курсант должен внимательно изучить и детально разобрать соответствующий раздел предполетной подготовки. Все непонятные места должны быть проработаны с преподавателями школы. Пунктам с восклицательным знаком следует уделить особое внимание.
Планирование на полеты проводится за день до полетов по названому инструктором телефону. Курсанту назначается время и место полетов.
Перед выездом на летное поле, необходимо совершить контрольный звонок, чтобы убедится, что полеты не отменены по метеоусловиям или другим причинам.
Прибыв на летное поле, курсант проходит медконтроль, сдает летную книжку инструктору, уточняет и разбирает вопросы по теоретической подготовке, проходит наземную подготовку, расписывается в летной книжке о прохождении предполетной подготовки, получает допуск и задание на летную подготовку.
Во время полетов курсант строго следует указаниям и рекомендациям инструктора. Предполетный контроль проводится курсантом и дублируется инструктором. После каждого вылета курсант должен проанализировать замечания инструктора и уточнить непонятные места.
За грубые нарушения правил полетов и систематические ошибки инструктор вправе отстранить курсанта от полетов и назначить соответствующие задания по теоретической и наземной подготовке.
После полетов инструктор разбирает ошибки и дает рекомендации, заполняется летная книжка, ставится задание на следующий день.
После выполнения программы базового курса курсант сдает теоретический и практический экзамен. Успешная сдача экзаменов является основанием для присвоения соответствующего спортивного разряда и допусков и выдачи летных документов.
Тема1: "Основа" >>
Задача - поднять курсанта в небо, научить взлетать, выполнять простое маневрирование, заходить на посадку и приземляться. При полетах на равнине добавляется буксировка с набором высоты, отцепка от троса.
Все начинается с вводного занятия, на котором ученик и инструктор подробно разбирают этапы и элементы полета, характерные особенности, возможные сложности, ловушки, ошибки. Дальше - тренажер, и наземная подготовка на поле до получения допуска к летной подготовке.
Первые полеты происходят в тандеме с инструктором. Курсант получает первичные навыки управления и "прогоняет" схему предстоящих самостоятельных полетов в реальных условиях с выполнением всех этапов полета (кроме взлета) под контролем инструктора.
Первый самостоятельный вылет и 5-6 последующих полетов позволяют привыкнуть к ощущениям и довести до приемлемого выполнения взлет, буксировку, простое маневрирование и посадку. Это основа для последующего обучения.
Объем темы - 8 вылетов.
Предполетная подготовка
Теоретическая подготовка
Вводное занятие с инструктором. Проводится начальная подготовка по темам:
- Конструкция основного снаряжения (параплан, подвесная система, замок отцепки, запасной парашют).
- Вспомогательное снаряжение подвесной системы (индивидуальная аптечка, "восьмерка", реп шнур).
- Основы аэродинамики параплана.
- Методы старта. Этапы полета. Особенности управления парапланом на различных этапах полета.
- Общая организация полетов. Предстартовые команды. Принятие решения на взлет (!).
- Типовые схемы полетов в зоне парадрома.
- Правила ведения радиообмена. Позывной курсанта. Действия при отказе радиооборудования.
Безопасность полетов. Разбор типовых ошибок на различных этапах полета:
- перетягивание первого ряда строп
- раннее подсаживание в подвеску
- положение рук и веса при управлении
- неотцеп буксировочного троса
- действия при раннем выравнивании
- опасность посадки по ветру и с виража) (!)
Наземная подготовка
Занятие на тренажере:
- Правила обращения с радиошлемом. Ведение учебного радиообмена.
- Подготовка и регулировка подвесной системы.
- Правильное положение в подвесной системе в полете и на посадке.
- Типовая техника работы стропами управления (клевантами) в полете и на посадке.
- Управление весом.
- Определение момента отцепки от буксировочного троса. Положение клевант при отцепке. Действия при неотцепе (!).
- Поиск кольца запасного парашюта, имитация последовательности действий при применении ЗП(!).
Тренировка с парапланом на земле:
- Подготовка параплана к полетам.
- Переноска параплана на земле (!).
- Четыре пункта предполетного контроля (!).
- Методы прямого старта.
- Подъем и правильное "гашение" параплана при пробежке и после посадки (!).
- Пробежки с парапланом, выполнение "змейки".
Летная подготовка (8 полетов)
Упражнение 1. Полеты в тандеме (3 полета).
Цель: Психологическая адаптация к процессу полета. Получений первичных навыков управления.
Содержание и рекомендации по выполнению: Задача упражнения - попробовать на практике все этапы полета и подготовиться к самостоятельным действиям. Инструктор летает с курсантом "по кругу", постепенно знакомя ученика со схемой полета и приемами управления парапланом. На всех этапах полета даются максимально подробные комментарии происходящего. На втором вылете, по мере возможностей, инструктор подключает к управлению курсанта. Курсант же внимательно слушает инструктора, наблюдает за его действиями, действует вместе с ним. Не должно быть ни секунды расслабления. На ученика льется огромный поток полезной информации, которую нужно осознать, понять, попробовать. Пробуйте. Управляйте.
За три полета необходимо понять и почувствовать принцип, идею управления. Навыки же пока не нужны, тем более тандемные. Больше трех тандемных полетов делать не рекомендуется из-за забавной психологической зависимости - чем больше вылетов с инструктором, тем тяжелее решиться на самостоятельный вылет. А ведь это так просто…
Упражнение 2. Первый самостоятельный полет, полеты "по кругу" (3 полета).
Цель: Самостоятельное выполнение всех этапов полета.
Содержание и рекомендации по выполнению: Курсант летает "по кругу". Отрабатываются и доводятся до правильного выполнения все этапы и элементы полета: взлет, набор высоты, отцепка, маневрирование, заход на посадку, посадка.
По словам новорожденных пилотов, летать одному намного проще и спокойней чем в тандеме. К тому же, в самостоятельных полетах пилоты не чувствуют себя одинокими. Качественная УКВ радиосвязь всегда сопровождает полеты. Сначала используется постоянный радиоконтакт с подсказками и комментариями. Но как только позволяют способности курсанта, его приучают к самостоятельности. После этого радиосвязь применяется как можно реже - в основном для необходимой коррекции упражнений и подстраховки.
Упражнение 3. "Абракадабра" (2 полета).
Цель: Психологическая "разгрузка". Закрепление уверенности в надежности и устойчивости снаряжения.
Содержание и рекомендации по выполнению: После набора высоты, отцепки и необходимых разворотов, курсант отпускает стропы управления, и через какое то время, вновь берет их. Время полета без управления используется для того, чтобы поудобнее устроится в подвесной системе и поискать очень полезное кольцо запасного парашюта.
Задача курсанта почувствовать, что даже с отпущенным управлением параплан летит уверенно и надежно. Инструкторский состав рекомендует помахать свободными руками, расслабиться, и, наконец то, посмотреть как красиво вокруг.