Парапланерная школа "Вектор". СИВ-курс.

Как научиться летать на параплане. Обучение полетам на параплане. Полеты на параплане с инструктором. Полеты на параплане в тандеме.

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Парапланерная школа "Вектор". СИВ-курс.

Сообщение Моцарт » 22 июн 2010, 18:43

SIV-курс Игоря Волкова

Выполнение всех описанных режимов недопустимо над землей, или на малой высоте, или без инструктора, а требуется - над водой и на высоте более 1 километра, и в присутствии инструктора с радиоведением.

Порядок прохождения обучения. В соответствии с учебной программой школы данный курс обучения разделен на двенадцать упражнений. Упражнения собраны в тематические блоки по четырем летным дням. Постановка задания на летный день и подготовка к нему проводится на вечерней предполетной подготовке. На утреннем предполетном брифинге задание уточняется исходя из фактических метеоусловий. Перед выполнением задания пилоты обязаны детально изучить теорию, методику выполнения и особенности упражнений и разобрать все вопросы с инструкторами.
Разбор полетов производится перед вечерней предполетной подготовкой. Неявка на разбор полетов и предполетную подготовку без уважительной причины означает отстранение от полетов на планируемый летный день.
Пилоты взлетают с интервалом в 5 минут и поочередно входят в рабочую зону. Пилот сообщает свой номер, цвет купола и примерное местоположение принимающему инструктору, и, получив разрешение, приступает к выполнению задания. Использовать школьный радиоканал следует только по назначению. Гарнитуры с системой «Вокс» запрещены.
После посадки необходимо сообщить об этом по радиосвязи и явившись на финиш, расписаться в посадочном протоколе.

В процессе полетов инструктор комментирует ошибки и особенности выполнения задания. Пилот должен внимательно проанализировать замечания инструктора, сделать выводы и занести их в тетрадь.
Зачетом по упражнению считается трехкратное правильное выполнение задания инструктора. Инструктор оценивает общее качество выполнения упражнения с учетом стиля пилотирования.
В процессе обучения порядок выполнения упражнений может быть изменен из-за метеоусловий и пожеланий инструктора.

После успешного выполнения всех упражнений курса пилоту рекомендуется выполнить несколько контрольных полетов для закрепления навыков пилотирования.

Первый летный день.

Отработка техники экстренного снижения. Асимметричные подвороты купола.
Поздравляем. Вы решили окунуться в мир опасных режимов полета и можно только позавидовать тому букету незабываемых впечатлений, которые предстоит испытать. Первый летный день всегда осложняется знакомством с местом полетов и обилием впечатлений связанных с непривычной высотой и рельефом. Поэтому начнем с самого простого, и, пожалуй, самого необходимого. Первые два упражнения (В-срыв и глубокая спираль) познакомят вас с методами экстренного снижения.
Эти упражнения достаточно просты в исполнении и позволяют снять психологическую нагрузку, помогут вам поверить в собственные силы. Блок упражнений на асимметричный подворот научит работать с самым распространенным типом подскладывания, и поможет поверить в надежность и живучесть мягкого крыла.
В первый летный день из-за аклиматизации рекомендуется не перегружать себя полетами и следить за самочувствием.
Будьте готовы и к полетной эйфории связанной с первыми успехами. Следует ограничить избыточный энтузиазм и планомерно знакомиться с опасными режимами.



Упражнение 1.«В-срыв»

Цель. Вы должны научиться уверенно выполнять устойчивый «В-срыв».
Краткое описание и указания к выполнению:
«В-срыв». Используется для экстренного снижения. Выполняется за счет устойчивого срыва потока, возникающего при втягивании второго ряда строп.
Найдите вторые ряды и крепко сожмите их руками в месте крепления коннекторов. Убедитесь в том, что вы симметрично взялись именно за вторые ряды.
Синхронным движением втяните ряды на 20..25см. Произойдет срыв потока и торможение в результате которого параплан уйдет назад и через 1-2 секунды вновь окажется над пилотом. Оказавшись в режиме устойчивого парашютирования постарайтесь найти такое положение рядов, при котором параплан остается в В-срыве, сохраняя прямоугольную форму. Более глубокое втягивание В-ряда увеличивает скорость снижения, но уменьшает жесткость купола. Если параплан изгибается, можно немного отпустить ряды. Это увеличит жесткость крыла, но может и спровоцировать выход из В-срыва.
При снижении в режиме «В-срыв» у параплана может появляться незначительное вращение, которое можно скомпенсировать переносом веса (как при управлении весом). При появлении значительного вращения, из режима лучше выйти.
Для выхода из режима быстрым синхронным движением отпустите ряды и готовьтесь к компенсации клевка. Медленное отпускание рядов может вызвать переход к глубокому срыву, несимметричное - к асимметричному срыву.
Внимание! Выполняя В-срыв будьте решительны. Даже если вас пугает уход купола назад, ни в коем случае не отпускайте втянутые ряды до того как купол окажется над головой. Если вы испугавшись бросите ряды, возможен мощный клевок или переход к асимметричному срыву потока.
В целом упражнение очень простое, со спокойным и ровным снижением. Главное в нем научиться синхронно и быстро втягивать и отпускать В-ряд.
Упражнение 2. Глубокая спираль.
Цель: Вы должны научиться правильно и безопасно выполнять глубокую спираль.

Краткое описание и указания к выполнению:
Глубокой спиралью называют.длительный (несколько витков) интенсивный поворот с перегрузкой и увеличением скорости полета и снижения..

Глубокая спираль используется для экстренного сброса высоты.
В режим глубокой спирали обычно входят путем динамичного усиления поворота при котором параплан догружается центробежной силой поворота и разгоняется, переходя в устойчивое вращение глубокой спирали. Для входа удобно использовать колебания по крену. Качните парплан как при «винговере» и продолжайте интенсивный поворот в желаемом направлении вращения. Крен усилиться, параплан уйдет вперед, как бы «ложась на горизонт». Скорость полета и скорость вращения возрастут, появится перегрузка,. Это и есть глубокая спираль. Ее интенсивность зависит от перепада в клевантах.
Внимание! Контролируйте свое состояние. Перегрузка может привести к потере сознания и при малейшем ухудшении самочувствия прекратите выполнение спирали.
Внимание! Если скорость полета и крен не возрастают, то это плоская спираль, и при дальнейшем затягивании клеванты легко вызвать срыв потока. Если в спирали крен и скорость начинают уменьшаться, то лучше прекратите спираль и попробовать войти еще раз.

Асимметричный срыв потока ощущается как резкое усиление вращения в не характерном положении – спиной вперед. Если появилась подобное ощущение, выходите из этого режима. Переведите клеванты в верхнее положение и готовьтесь к клевку.
Для выхода из спирали достаточно плавно перевести клеванты в верхнее положение. Обычно параплан докручивает виток при выходе. Если параплан не выходит из спирали, можно кратковременно притормозить его обеими клевантами. Не тяните сильно внешнюю клеванту – рискуете сделать мертвую петлю.
При выходе из глубокой спирали наблюдается заброс крыла назад и набор высоты из-за торможения скорости вращения. На этих эволюциях возможны разгрузка и подскладывания крыла. Будьте внимательны при компенсации разгрузки и клевков и не «сорвите» параплан избыточным управлением.
Упражнение очень динамичное и требует определенной выносливости и крепкого вестибулярного аппарата. Постарайтесь научиться контролировать интенсивность спирали, количество выполняемых витков и потерю высоты.

Упражнение 3. Не удерживаемый асимметричный подворот с компенсацией.
Цель: Необходимо научиться выполнять асимметричный подворот крыла и отработать технику действий при компенсации и раскрытии.

Краткое описание и указания к выполнению.
Асимметричный подворот – чаще всего встречающийся опасный режим полета. Возникает, когда из-за атмосферной турбулентности и колебаний угол атаки на части крыла уменьшается ниже минимально допустимого значения.

Происходит «разгрузка» и несимметричный подворот части крыла параплана. Вся нагрузка перераспределяется на оставшуюся часть купола, и из-за увеличения удельной нагрузки на крыло происходит набор скорости со значительной потерей высоты.
Сложившаяся часть крыла создает существенное сопротивление, которое вызывает вращение параплана. Повороту способствует начальное положения пилота – сбоку относительно работающего крыла. В результате набора скорости давление в параплане возрастает. Он самостоятельно или с помощью пилота наполняется, и после нескольких колебаний возвращается к нормальному режиму полета.
В этом упражнении вы будете выполнять не удерживаемый асимметричный подворот с компенсацией. Чтобы вызвать подскладыване, глубоким движением вниз затяните несколько строп строп первого ряда на одной из сторон крыла. Величина подскладывания будет зависеть от количества затянутых строп. Подскладываемая часть крыла должна не просто «сморщить» переднюю кромку. Она теряет форму и загибается. Если этого не происходит, значит пилот недостаточно глубоко тянет стропы первого ряда.
Сразу после подскладывания отпустите стропы, и скомпенсируйте возможное вращение клевантой и переносом веса.
Внимание! Удержание сложения без компенсации может привести к входу в авторотацию. Если вы попали в авторотацию немедленно отпустите стропы первого ряда.
Докрутив виток параплан класса «Стандарт» вернется к нормальному полету. Если авторотация продолжается, попытайтесь остановить вращение торможением клевантами. Учтите, что усилия на них возрастают в несколько раз из-за перегрузки..
Внимание! Избыточная компенсация может вызвать срыв потока на работающей части параплана. Асимметричный срыв потока ощущается как резкое усиление вращения в направлении противоположном тому, которое компенсируется. Если появилась подобное ощущение, выходите из этого режима. Переведите клеванты в верхнее положение и готовьтесь к клевку.
Если после отпускания строп крыло не раскрылось самостоятельно, прокачайте сложенную часть клевантой. Глубина прокачки будет зависеть от велечины подскладывания.

Выполнение упражнения лучьше начинать с подскладываний до трети купола (две стропы). При уверенном выполнении можно использовать весь первый ряд и доводить интенсивность подскладывания до 55%
Упражнение 4. Удерживаемый асимметричный подворот с компенсацией.

Цель: Необходимо освоить полет с подсложеной и нераскрывшейся частью крыла.
Краткое описание и указания к выполнению.
Удерживаемый асимметричный подворот имитирует ситуацию, когда по какой то причине сложившаяся часть крыла не раскрывается. Это может быть галстук, завязка части строп на старте и.т.д.
Выполните асимметричный подворот и продолжайте удерживать стропы не позволяя сложенной части крыла раскрыться.
Сразу! После подскладывания начните компенсацию вращения весом и клевантой. На параплане класса Стандарт возможен управляемый полет со сложением до 55% . Добейтесь прямолинейного полета и попробуйте выполнить повороты ослабляя и усиливая компенсацию.

Для выхода отпустите стропы и при необходимости прокачайте сложенную часть клевантой.

Внимание! Удержание сложения без компенсации может привести к входу в авторотацию. Если вы попали в авторотацию немедленно отпустите стропы первого ряда. Докрутив виток параплан класса «Стандарт» вернется к нормальному полету. Если авторотация продолжается, попытайтесь остановить вращение торможением клевантами. Учтите, что усилия на них возрастают в несколько раз из-за перегрузки..
Внимание! Избыточная компенсация может вызвать срыв потока на работающей части параплана. Асимметричный срыв потока ощущается как резкое усиление вращения в направлении противоположном тому, которое компенсируется. Если появилась подобное ощущение, выходите из этого режима. Переведите клеванты в верхнее положение и готовьтесь к клевку.
Выполнение упражнения лучьше начинать с подскладываний до трети купола (две стропы). При уверенном выполнении можно использовать весь первый ряд строп и доводить интенсивность подскладывания до 55%

Как показывает практика это упражнение очень нравится пилотам. Очень важно научиться соизмерять величину подскладывания и степень компенсации. Обычно на первых попытках компенсация бывает избыточной.
Упражнение 5. Неудерживаемый асимметричный подворот без компенсации.

Цель: Необходимо привыкнуть к реальному поведению крыла при отсутствии вашего вмешательства.
Краткое описание и указания к выполнению.
Недерживаемый асимметричный подворот имитирует реальные ощущения при внезапном асимметричном подвороте, который вы не успели отработать и скомпенсировать.
Выполните асимметричный подворот.

Сразу! После подскладывания отпустите стропы, но врашение не компенсируйте, позволяя параплану сделать клевок с вращением и самостоятельным расерытием.
Параплан класса Стандарт должен выходить за время не более 4 секунд и поворот не более 180 градусов.
Внимание! Удержание сложения без компенсации может привести к входу в авторотацию. Если вы попали в авторотацию немедленно отпустите стропы первого ряда. Докрутив виток параплан класса «Стандарт» вернется к нормальному полету. Если авторотация продолжается, попытайтесь остановить вращение торможением клевантами. Учтите, что усилия на них возрастают в несколько раз из-за перегрузки..
Колебания при выходе лучше скомпенсировать.
Если параплан самостоятельно не выходит из режима, выводите его, компенсируя вращение весом и клевантой, и прокачивая подсложеную часть крыла.
Выполнение упражнения лучьше начинать с подскладываний до трети купола (две стропы). При уверенном выполнении можно доводить интенсивность подскладывания до 55%.
Упражнение весьма динамичное, и чрезвычайно полезное. Позволяет поверить крылу. Рекомендуем после него еще раз повторить 3 упражнение, чтобы в сравнении оценить пользу компенсации.


Второй летный день.

Симметричные подвороты. Асимметричный и полный срыв потока.

Прошедший летный день подарил массу нового и, хочется надеяться, несколько успокоил вас. Ничего страшного в этих опасных режимах нет, и мы продолжаем с ними знакомиться.
Задания второго летного дня рассчитаны на повышенный уровень наблюдательности и внимательности при выполнении режимов, но зато не требуют особых действий для инициации выхода. Вам достаточно убрать воздействие вызывающее режим и ждать выхода. В упражнениях на срыв потока важно привыкнуть к ощущениям «выпадания» из подвески и обратного вращения, а так же попытаться хоть примерно ориентироваться в пространстве.

Упражнение 6. Полный фронтальный подворот.

Цель: Необходимо привыкнуть к ощущениям при полном фронтальном подвороте и отработать навыки для правильного выхода из режима.
Краткое описание и указания к выполнению.

Фронтальный подворот. Очень впечатляющий, но не столь опасный режим. Возникает, когда из-за атмосферной турбулентности и колебаний угол атаки на всем крыле уменьшается ниже минимально допустимого значения.
Происходит полный подворот передней кромки крыла. Крыло уходит назад , тормозит, становится мягким и может деформироваться, изгибаясь самым причудливым образом. Чаще всего оно принимает форму подковы. Скорость снижения не превышает 10 м/с. При увеличении скорости снижения возрастает угол атаки, и крыло частично или целиком наполняется. Параплан набирает скорость с клевком. При неполном асимметричном наполнении возможно поведение, аналогичное асимметричному подвороту. В результате действий пилота или самостоятельно параплан полностью наполняется и после нескольких колебаний возвращается к нормальному полету
Для выполнения режима крепко возьмитесь за первые рады строп выше конекторов и мощьным глубоким синхронным движением потяните их вниз. После складывания крыла отпустите ряды и ждите выхода и компенсируйте возникающие колебания. Нераскрывающиеся участки крыла можно прокачать.
Внимание! Не тормозите и не качайте крыло клевантами во время ухода назад. Рискуете вызвать срыв потока.

Упражнение 7. Удерживаемый подворот центральной части крыла с выполнением режима «бабочка»

Цель: Необходимо привыкнуть к ощущениям при подвороте центральной части крыла с переходом крыла в «бабочку», и отработать навыки для правильного выхода из режима.
Краткое описание и указания к выполнению.
Возникает, когда из-за атмосферной турбулентности и колебаний угол атаки на центральной части крыле уменьшается ниже минимально допустимого значения.
Происходит подскладывание центральной части крыла. Середина крыла тормозит, края могут обогнать ее и сомкнуться впереди образуя характерную «бабочку». Горизонтальная скорость уменьшается, а снижение возрастает до 5…7 м/с.. Возможно легкое вращение. При выходе из режима края крыла растягивают параплан, заставляя середину наполниться. Происходит набор скорости с клевком, и после нескольких колебаний параплан возвращается к нормальному полету.
Современные парапланы класса «Стандарт» весьма неохотно выполняют «бабочку» из-за высокой жесткости купола. Чем меньше удлинение тем сложнее сделать «бабочку»
Для выполнения режима нужно глубоким симметричным движением.затянуть по одной центральной стропе первого ряда строп.
После подскладывания кромки продолжайте удерживать стропы, не позволяя кромке наполниться. Через 2..3 секунды начнется деформация, края крыла обогнут середину и встретятся передними кромками. Если этого не происходит, то или вы недостаточно глубоко втянули стропы первого ряда, или параплан конструктивно не способен перейти в «бабочку».
Для выхода достаточно отпустить стропы первого ряда и при необходимости слегка качнуть крыло клевантами.
Внимание! Не тормозите и не качайте крыло клевантами во время ухода назад. Рискуете вызвать срыв потока.
Это упражнение очень эффектно смотрится и почти не опасно. Но и практической пользы от него не много, так как из-за возросшей жесткости куполов подобный режим встречается все реже.

Упражнение 8. Асимметричный срыв потока выполняемый из режима малой скорости.

Цель: Необходимо привыкнуть к ощущениям при асимметричном срыве потока на малой скорости и научиться распознавать его начало.
Краткое описание и указания к выполнению.
В асимметричный срыв потока (негативную спираль) легко попасть при выполнении поворотов на малой скорости полета, при попытке повернуть в момент «зависания» крыла. Так как режим малой скорости часто используется при парении и заходе на посадку, очень важно научиться распознавать самое начало режима, когда выход прост и происходит с небольшой потерей высоты.
При превышении угла атаки выше критического значения (ход управления, колебания, турбулентность) происходит срыв потока на более заторможенной половине крыла. Эта часть крыла сминается и загибается назад. Сорвавшаяся половина создает большое сопротивление. Начинается мощное вращение вокруг центра вращения, находящегося где-то на крыле параплана. Скорость снижения может достигаеть 10 м/с. В отличии от авторотации пилота вращает негативно (спиной вперед). Из-за этого почти сразу пропадает ориентация в пространстве и пилоту бывает сложно понять, что происходит.
При отпускании клевант и исчезновении внешнего воздействия параплан некоторое время продолжает вращение, а потом наполняется, совершая мощный разгонный клевок. При клевке возможны подскладывания, позитивное вращение, «галстук» и прочие «развлечения» типа провисания строп или полета в собственный купол.
При выполнении асимметричного срыва потока из режима малой скорости обычно происходит не очень интенсивное, иногда затухающее и довольно плоское вращение.
Развитие режима асимметричного срыва потока при полете на малой скорости редко происходит мгновенно. Обычно крыло предупреждает пилота началом деформации срывающейся консоли, началом ее загиба назад или ускорением вращения. Если пилот быстро реагирует и отпускает клеванты, то параплан совершает разгонный клевок и возвращается к нормальному полету. Чем раньше реагируем на начало срыва потока, тем меньше клевок. Если же пилот дает срыву развиться, то и выход будет более сложный с существенной потерей высоты.
Для выполнения режима затормозите крыло на 60-70 % допустимого хода клевант, а затем плавно за 1-2 секунда дотяните одну из клевант до упора вниз, а другую немного приподнимите вверх (не отпускайте полностью!). Заторможенная часть начнет изгибаться и сорвется с уходом назад и началом вращением. Продолжайте удерживать параплан в сраве 1-2 витка, а затем поднимите обе клеванты вверх. Крыло докрутит 90…!80 градусов и выйдет с мощным клевком. Компенсируйте разгрузку на клевке и будьте готовы к возможным подскладываниям.
Внимание! Перед полетом проверьте точку начала работы клевант. Если она низко, то вам может не хватить хода управления и клеванты придется подвязать или намотать виток на руки. В этом случае помните об изменении привычного положения клевант.
Внимание! Затягивание клеванты и удержание вращения нужно проводить на прямой! руке. В противном случае клеванту может «выбить» и параплан самовольно выйдет из режима
После успешного выполнения режима, вы будете его значительно меньше бояться и можете потренировать быстрый выход из режима. В этом случае плавно затягивая клеванту следите за крылом, готовясь отпустить клеванты в начале режима. Это очень важная часть курса и ей следует уделить побольше времени. Попробуйте разные варианты торможения, разное время запаздывания. Выполните режим из парящей спирали. Задача добиться некоторого автоматизма в реакции на начало асимметричного срыва потока.

Упражнение 9. Полный срыв потока.

Цель: Необходимо привыкнуть к ощущениям при полном срыве потока и отработать навыки для правильного выхода из режима.
Краткое описание и указания к выполнению.
Полный срыв потока чаще всего возникает при сильном торможении обеими клевантами, например на посадке. Вероятность срыва сильно увеличивается в момент попадания в мощный восходящий поток
Происходит полный срыв потока. Крыло параплана сильно тормозит и уходит назад, складываясь в виде подковы. Скорость снижения возрастает до 10…12м/с. Крыло возвращается к вертикали и пытается наполниться. При полностью зажатых клевантах крыло не может наполниться и «полощется» в потоке воздуха, совершая серию рывков. При отпускании клевант параплан выходит из режима с мощным разгонным клевком, при котором возможны подскладывания, пролет сквозь купол и стропы. Выход может быть несимметричным, и тогда полный срыв перерастает в асимметричный.
Наибольшую опасность представляет клевок из положения когда купол сзади. Отпускать купол при полном срыве можно только тогда, когда он находится над пилотом.
Для выполнения режима намотайте клеванта на руки (один оборот) и затормозите крыло на 60..70% допустимого хода. Соберитесь, это очень серьезный режим. Уверенным движением полностью затяните клеванты Руки должны ВЫПРЯМИТЬСЯ!!!. При рывках клеванты может выбить, поэтому руки должны быть прямыми, и желательно ими схватиться за подвеску.
При начале полного срыва крыло резко уйдет назад и у вас будет ошушение что вас выбрасывает из подвески. Крепко держите и не в коем случае не отпускайте клеванты. Самый опасный момент для выхода, когда крыло сзади.
Постарайтесь продержаться несколько циклов колебаний, и когда поймаете момент когда купол над вами, быстро и СИММЕТРИЧНО отпускайте клеванты. Крыло наполнится и нырнет вперед. Компенсируйте клевок и колебания и возможные подскладывания.
Внимание! Если на рывках выбило одну клеванту не пытайтесь ее снова затянуть. Отпускайте клеванты и готовьтесь к сложному выходу.
Режим полного срыва потока очень эффективен для развязывания «галстука». Поэтому очень советуем освоить его правильное выполнение. Привыкайте к ощущениям и старайтесь отслеживать все фазы развития и выхода из режима.

Третий летный день.

Асимметричный срыв потока. Пилотирование на границах срыва.

Третий день посвящен выработке очень полезных на практике навыков сложного пилотирования. Вы должны научиться пилотировать аппарат вблизи границ срыва потока, не давая параплану попасть в развитый срыв потока. Малая скорость имитирует работу в потоках, а большая экстренное пилотирование.
Чтобы понять что происходит за границей срыва, вам предлагается начать день с асимметричного срыва на высокой скорости. Будьте готовы к галстукам. А для их развязывания вы уже можете использовать полный срыв потока.

Упражнение 10. Асимметричный срыв потока выполняемый из режима большой скорости.

Цель: Необходимо привыкнуть к ощущениям и возможным жестким выходам при асимметричном срыве потока на большой скорости.
Краткое описание и указания к выполнению.
При высокой скорости полета в асимметричный срыв потока (негативную спираль) можно попасть при выполнении резкого пилотажа с интенсивной дачей управления. В этом случае асимметричный срыв потока развивается очень быстро и проходит более резко с высокой скоростью вращения крыла и колебаниями параплана в процессе вращения. Поэтому и выход из режима более сложен, так как возможны сильные клевки и скольжения с последующими подскладываниями и возможными «галстуками»
Для выполнения режима переведите клеванты в положение максимально безопасной скорости полета (10-15% хода), а затем резко затяните одну из клевант до упора вниз, а другую полностью поднимите вверх. Начнется поворот и примерно через секунду через заторможенная часть сорвется с уходом назад резким усилением вращения. Продолжайте удерживать параплан в сраве 1-2 витка, а затем поднимите обе клеванты вверх. Крыло докрутит 90…!80 градусов и выйдет с мощным клевком. Компенсируйте разгрузку на клевке и будьте готовы к возможным подскладываниям.
Внимание! Перед полетом проверьте точку начала работы клевант. Если она низко, то вам может не хватить хода управления и клеванты придется подвязать или намотать виток на руки. В этом случае помните об изменении привычного положения клевант.
Внимание! Затягивание клеванты и удержание вращения нужно проводить на прямой! руке. В противном случае клеванту может «выбить» и параплан самовольно выйдет из режима
Выполните это упражнение несколько раз. Не пожалеете. Вы познакомитесь с разными вариантами прямых и косых клевков, и может быть завяжете-развяжете галстук. Полезность и адреналин гарантируются.

Упражнение 11. Приближение к границе срыва потока.

Цель: Необходимо научиться летать вблизи границы срыва потока с немедленным выходом при первых признаках начала срыва.
Краткое описание и указания к выполнению.
Срыв потока (асимметричный, глубокий, полный) возникает на малой скорости полета при превышении допустимого хода управления, «зависании» крыла на колебаниях или попадании в мощную атмосферную турбулентность.
Срыву потока обычно предшествует предупреждающая нестабильность и деформация купола.
При отпускании клевант и исчезновении внешнего воздействия параплан возвращается к нормальному полету, совершая разгонный клевок. Интенсивность клевка зависит от того, насколько далеко зашло развитие срыва потока. И если у вас полный срыв потока, крыло сложилось в подкову и находится сзади, то при отпускании клевант, выход из этого положения происходит с мощнейшим клевком и возможностью полета в собственный купол. При сильном клевке возможны разгрузка, провисание строп и подскладывания.
Для выполнения режима затормозите крыло на 60-70 % допустимого хода клевант, а затем медленно продолжайте дальнейшее торможение, ВНИМАТЕЛЬНО!!! наблюдая за поведением параплана. Перед срывом потока параплан начинает немного покачиваться, а начало срыва можно отследить по деформации параплана. Половинки крыла (при развитии полного срыва) или одина сторона (при развитии ассимметричного срыва) начнут загибаться назад. Следующим этапом будет уход параплана назад или начало вращения. До этого лучше не доводить.
Парапланы класса Стандарт не имеют фазы парашютирования (глубокий срыв потока), но если параплан наполнен, но не реагирует на управление и быстро снижается(6..8 м/с), то это глубокий срыв.
Иногда полный и ассимметричный срывы начинаются внезапно и без предупреждающей деформации. В этом случае сигналом начала срыва служит начало вращения или ухода купола назад.
При первых признаках начала срыва потока, быстрым движением поднимите клеванты вверх. При выходе скомпенсируйте клевок и будьте готовы к возможным подскладываниям.
Для выхода из глубокого срыва толкните вперед первый ряд строп или резко качните купол клевантами.
Внимание! Перед полетом проверьте точку начала работы клевант. Если она низко, то вам может не хватить хода управления и клеванты придется подвязать или намотать виток на руки. В этом случае помните об изменении привычного положения клевант.
Внимание! Проверьте симметричность в регулировке клевант Несимметричное затягивание клевант способствует ассимметричному срыву потока.

Упражнение 12. «Боевой разворот».

Интенсивный поворот на 90 и 180 градусов с кратковременным использованием полного хода управления.
Цель: Необходимо научиться маневру типа «уход от столкновения» и привыкнуть к поведению парапалана вблизи границы срыва на высокой скорости.
Краткое описание и указания к выполнению. Маневр типа «уход от столкновения» используется при необходимости выполнения экстренного поворота. Такая ситуация может возникнуть при неожиданным сближением с другим аппаратом, склоном и.т.д.
Пилот использует полный ход управления и этим рискует загнать параплан в ассимметричный срыв потока. Но, как показывает практика и испытания, параплан класса Стандарт выполняет экстренный поворот на 90 градусов без устойчивого входа в ассимметричный срыв. Расходуя запас скорости параплан совершает резкий поворот и лишь на его конечной фазе возможно начало деформации крыла. При окончании маневра крыло переходит к нормальному полету с небольшим клевком.
Чем большая скорость у вас была до начала маневра, тем больше шансов обойтись без срыва потока.
Перед выполнением маневра четко определитесь с углом поворота, отметив ориентиры типа «куда лечу» и «куда буду лететь». Не старайтесь повернуть более чем на 180 градусов, рискуете покувыркаться в срыве.
Поворот выполняйте из положения максимальной полетной скорости. Резким движением полностью переложите вес, затяните клеванту и держите до момента выхода на намеченный ориентир поворота. Быстро отпустите клеванту и готовьтесь компенсировать возможный клевок и колебания. Начинать следует с поворота на 90 градусов, и постепенно дойти до максимального угла, при котором не развивается устойчивый срыв потока..
При неоднократном успешном выполнении маневра можно повторить его из наиболее распространенного полетного режима – максимально безопасной скорости полета. Будьте внимательны, так как на пониженной скорости шансов попасть в срыв больше. Внимание! Перед полетом проверьте точку начала работы клевант. Она должна находится в привычном удобном положении, которым вы обычно пользуетесь.

Действия при «галстуке»

Остановите или замедлите вращение клевантами. Нагрузка на них может в несколько раз превосходить обычную. При необходимости тяните клеванту двумя руками. Если остановить вращение не удастся, срыв потока все же лучше чем авторотация.
Попытайтесь распутать «галстук» прокачивая крыло стропами управления или потянув за консольную стропу. Если это не помогает, доведите параплан до границы срыва потока. Часто запутаная часть просто прижимается набегающим потоком, что не дает ей раскрыться. Перед срывом крыло обмякает и «галстук» может развязаться. Если «галстук» развязался, а срыв еще не наступил, переходите к нормальному полету. В противном случае выполняйте полный срыв потока. Динамика этого режима способна развязать любой «галстук».

Действия при применении запасного парашюта.

Возьмитесь рукой за кольцо. Потянув за кольцо расчекуйте карман подвески. Продолжайте тянуть кольцо и плавающим движением руки вытащите за него контейнер. Отбросьте контейнер от себя как можно сильнее. Для этого удобно использовать маятниковые колебания контейнера привязанного к кольцу. Отбрасывая контейнер не забудьте его отпустить. После раскрытия запасного паращюта выведите основной купол из рабочего состояния, по возможности подтянув его к себе. Для этого удобно использовать первые секунды после раскрытия запаски, когда основной купол обмякает.
Перед посадкой группируйтесь и постарайтесь погасить энергию удара парашютным перекатом.

Действия при приводнении.

Если вы летите штатно и просто не дотягиваете до берега, то усядьтесь поглубже в подвеске и перед приводнением расстегните пряжки. Сначала грудную, потом ножные. Когда ваши ноги коснуться воды (только тогда, а не раньше) выпрыгните из подвески и постарайтесь отплыть подальше от параплана. При приводнении в опасном режиме или на запасном парашюте, главное не суетитесь и не запутайтесь в стропах. Наберите побольше воздуха и расслабившись в воде спокойно расстегните пряжки подвески. Помните, что под нагрузкой эти пряжки не расстегиваются, не создавайте на них усилий. Отстегнуться от подвески особенно важно, если она переворачивает пилота за счет плавучего протектора. Набирайте порциями воздух и отстегивайтесь в перевернутом положении под водой. Это даст вам больше шансов чем барахтанье в попытке перевернуться.
Если вы запутались в стропах, постарайтесь спокойно держаться на воде и не запутаться сильнее. Нет ничего хуже паники.

Взято с сайта школы "Вектор".
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 12:07
Откуда: Краснодар

Вернуться в Обучение полетам на параплане. Летные школы.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron