В декабре 2020 года я решил провести эксперимент, смогу ли я без обучения и инструктажа посадить наобум летящий Боинг-737. Я пошел на авиатренажер, на котором учатся настоящие пилоты.
https://youtu.be/Fyv10g4afvM
Посадка удалась, но самолет я разбил, сломал стойки шасси, хотя после такой реальной посадки шан с выскочить из горящего самолета у меня был.
В конце сеанса на тренажере инструктор мне за 15 минут показал как правильно садить Боинг, я всё запомнил:
https://youtu.be/DpnOVxV3nI4
Второе посещение авиатренажера всё кардинально изменило - из четырех посадок я идеально выполнил две посадки в автоматическом режиме, сориентировавшись сначала над знакомым, затем над незнакомым городом, нашел аэропорт, зашел с правильной стороны на взлетно-посадочную полосу, настроил все системы для автоматической посадки с помощью ИЛС - инструментальной системы посадки, безопасно привел самолет в посадочную конфигурацию и совершил мягкую посадку.
https://youtu.be/9pyEDYDKxOY
Третью посадку я решил сделать с экспериментом - решил проверить, как самолет автоматически уберет газ после касания полосы. Теоретически если правильно прижать самолет к полосе, то газ должен быть убран автоматом тяги автоматически, но эксперимент провалился, и мне пришлой уйти на второй круг после касания Боингом полосы. Зато я получил ценный опыт - как нельзя делать!
Четвертую посадку я выполнил в ручном режиме по флай директорам, и она была приемлемой - самолет на этот раз не сломал, все выжили на 100%.
Реальные пилоты гражданской авиации дали мне вероятность 60%, что у меня может получиться посадить реальный Боинг (не тренажер!) при применении автоматического способа посадки. Я нашел аэродром, настроил все системы, завел самолет на глиссаду и обеспечил захват полосы автоматикой, настроил автомат торможения на полосе, армировал спойлеры как требуется для их автоматического выпуска после касания полосы. При приземлении правильно отключил автомат тяги, убрал газ, задействовал реверс, рулил по полосе педалями и остановил самолет на полосе - получилась полностью безопасная посадка. Если всё это проделать в реальном самолете, я скорее посажу Боинг мягко чем не посажу.
Напомню, я это делал без обучения и после всего лишь 15-минутного инструктажа в конце первого посещения тренажера.
Я поделился своей радостью на официальном авиационном форуме:
https://www.forumavia.ru/t/202212/1/
Тема приобрела ажиотажную популярность. Сначала у пилотов было удивление, потом чувство обиды - ведь они столько лет учились, а тут раз, и посадил без обучения. Обида быстро перешла в высмеивание - ну не может простой человек без длительного обучения посадить большой самолет - ну не должен, а значит- не может! И началось выдумывание - то тренажер какой-то не настоящий, то инструктор мне якобы в ухо нашептывал что тянуть и дергать, то помогал мне крутить крутилки в самолете... Никто мне ничего не нашептывал, а инструктор в первом посещении тренажера только мешал своими не прошенными подсказками. А во втором посещении я вообще отстранил инструктора от управления и посадил на место второго пилота моего друга, который и понятия не имел как управлять самолетом. После серии успешных посадок тренажера, я почувствовал, что пилотирование большого самолета мне очень легко дается, и начал спрашивать у пилотов, есть ли хоть какой-то способ мне попасть в кабину реального Боинга, пусть грузового, пусть без пассажиров, пустого, возможно оказаться в группе учеников, когда инструктор учит, ну чтобы дали мне возможность настроить все системы реального Боинга и под контролем опытного инструктора завести его на посадку на реальную взлетно-посадочную полосу...
Всё это время пилоты отговаривали меня от провальной затеи научиться в моем возрасте летать на Боинге и стремиться в реальный Боинг всеми возможными средствами, вместо этого предложили более реальный путь в авиацию - научиться летать на небольших двух-четырехместных самолетах. Но мне хотелось только Боинг!
Всё сообщество пилотов гражданской авиации мне хором начали говорить что мне никогда не попасть в кабину реального Боинга - что бы я ни предпринимал... Так как я - парапланерист, и летаю на параплане зачастую на высотах от 2 до 4 километров, кто-то из пилотов пошутил, что шанс попасть в кабину летящего реального Боинга у меня все же есть - через лобовое стекло Боинга снаружи!
Мне шутка понравилась, и я сходу назвал им второй способ - на параплане перелететь забор аэропорта, и приземлиться прямо подготовленного и заправленного Боинга пока пилоты не успели в него сесть
Мой способ попасть в кабину самолета казался довольно реалистичным, и когда я три дня не мог зайти на форум из-за большой загрузки на работе, народ забеспокоился - уж не арестовали ли меня при попытке перелезть через забор Краснодарского аэропорта Пашковский....
Я решил жестко постебаться над всеми - подвернулся случай, я снимаю и выкладываю короткое шокирующее видео:
https://youtu.be/ITkgCxxPcFU
Высмеивание и издевки пилотов на форуме мгновенно превратились в яростный ГНЕВ! Я показал всем, что попасть в кабину реального самолета - вовсе не трудно. Я сообщил всем что могу посадить не только тренажер Боинга, но и реальный настоящий самолет - БЕЗ ИНСТРУКТАЖА!
Народ забеспокоился, мало ли что взбредет в мою сомнительную голову... Клоун в глазах пилотов быстро превратился в дурака с инициативой, и народ начал уже по настоящему сыпать оскорблениями и гневом в мой адрес. Нашелся один дедуля с ником Ле Бурже, который на спор решил оплатить мне аренду четырехместного самолета Як-18т, чтобы инструктор на высоте 3 километра передал мне штурвал и чтобы я самостоятельно без обучения и инструктажа сделал пару разворотов, набор высоты и снижение... Я конечно согласился под видеокамерой все это продемонстрировать...
Но Ле Бурже оказался не человеком слова, и "передумал". А я-то ПОДГОТОВИЛСЯ!!!
В этот день, 8 мая 2021 года на аэродроме Белевцы было авиашоу, в котором я со своим парапланерным лебедочным клубом принимал участие - мы с разрешения руководителя полетов выкатили мой лебедкомобиль и я запускал в небо моих учеников в демонстрационные полеты на параплане.
Мои друзья - организаторы авиашоу предложили мне полетать на самолете, и дать мне возможность поуправлять им. Я по быстрому предпринял некоторые меры - начал приставать с вопросами по управлению ЯК-18т - где какие рычаги, где какие приборы, какие скоростные лимиты для взлета, полета и посадки, что такое шаг винта и как им пользоваться, где прибор скольжения и каков ориентировочный ход педалей, с каким креном безопасно делать вираж без использования педалей, когда нужно применить педальки, на каких скоростях можно выпускать шасси и щиток, какова скорость срыва потока... То есть, меня никто не учил и не инструктировал, а лишь отвечали на мои вопросы, что именно мне недоставало к моему инструкторскому парапланерному опыту чтобы управлять самолетом. Аэродинамике - основе теории - меня учить не требовалось, я ее сам преподаю моим ученикам в парапланерной школе Моцарта, - ведь я - не просто инструктор, а инструктор по опасным режимам полета на параплане, это много значит! Выяснил я все то. чего мне не доставало для сложения пазла по управлению реальным самолетом, и я ПОЛЕТЕЛ!
Мой первый полет на настоящем самолете ЯК-18т: https://youtu.be/LPROWGfMbtA
(продолжение следует)