Безопасность основана на вероятности.

Обсуждение безопасности парапланов, СИВ-курс, оказание первой помощи, разбор летных происшествий.

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Безопасность основана на вероятности.

Сообщение Моцарт » 04 июл 2012, 12:06

Не бывает полной абсолютной безопасности.
Невозможно полностью исключить ЛП.
Итак, приезжаю в Гагру, заезжаем на старт с сыном для полета в тандеме в полный туман.
Рядом едет знаменитый Виктор Федоров - пилот международного класса и аэробат.
Интересуется - есть ли у меня компас. Я говорю, что есть GPS навигатор.
Виктор говорит, что не разрешает мне стартовать с сыном в облако с нулевой видимостью, потому что после старта нужно лететь по ущелью, в котором слева, справа и сзади склоны выше глиссады. Один навигатор по мнению Федорова недостаточен, потому что он может потерять спутники сразу после старта. Сам Виктор стартует с пассажиром, за ним Крицкий и МэдРашн. Но мне не разрешает.
За неделю до этого Виталий МэдРашн врезался в склон в таком же тумане с пассажиром - заглючил навигатор, а компас при этом не помог.
После рассказа Виталия о своем ЛП выяснилось, что в настройках его прибора карта была ориентирована не на север сверху, а на курс полета. При развороте параплана карта начинает перерисовываться, перерисовка сильно загружает процессор навигатора, и навигатор не успевает перерисовывать карту, начинает тупить, с задержками определяет новые координаты, карту перерисовывает рывками, положение пилота на карте скачет, что заставляет пилота принять неправильное решение и в результате - врезание в склон в полном тумане и развешивание на высоких деревьях.
Боясь за безопасность, Федоров не разрешает мне стартовать, пока не откроется видимость на старте хотя бы с одной стороны.
Однако, сам Федоров свою безопасность повысил продублировав навигатор компасом. Случай с Виталием показал недостаточность этого - нужно еще быть готовым суметь воспользоваться компасом, если откажет навигатор. Виталий не был готов воспользоваться компасом.
У меня же есть план повышения ВЕРОЯТНОСТИ безопасности - я мою карту на навигаторе ориентировал на север - при любом развороте карта не перерисовывается, ресурс процессора навигатора не перегружается перерисовкой, а значит, скорости процессора хватает на непрерывное определение новых координат - навигатор не тупит.
Далее - я знаю, что для успешного определения координат требуется на небе иметь три спутника, но чтобы они располагались не на одной линии, а треугольником. На старте виден только один сегмент неба - впереди. Зад и бока закрыты горами и деревьями. Иной раз до 5 минут навигатор не может определить координаты на старте, а иногда теряет спутники уже после определения координат. На силу сигнала и количество видимых спутников влияет не только перемещение спутников по небосклону, но еще и мощная грозовая туча сверху над стартом, которая своей водой экранирует сигнал. Зная это. я перед полетом выжидаю, чтобы спутников определилось побольше - с резервом, больше трех необходимых. Знаю также, что неожиданная потеря сигнала наиболее вероятна сразу после старта, когда большая часть неба закрыта хребтами и деревьями, а сверху - огромная шапка облака. Стоит подальше отлететь от старта - открывается бОльшая часть неба, ловятся новые, невидимые со старта спутники, и отказ прибора уже менее вероятен.
Чтобы повысить безопасность полета в полном тумане около гор, не нужно стартовать сразу же после определения координат - нужно ждать видимости дополнительных спутников! Нужно карту ориентировать не по курсу полета, а на север! Эти меры сильно повышают отказоустойчивость навигатора, и компенсируют снижение безопасности из-за отсутствия магнитного компаса.
Также я помню, что если сверху тучи чуть просвечивает солнце, можно его использовать как ориентир курса полета. Ну и постоянно искать просветы в полном тумане, пытаясь разглядеть деревья и склоны со всех сторон.
А еще, я слушаю в рацию стартовавшего передо мной пилота, который говорит, что через 10 секунд полета открывается видимость. Эта информация тоже повышает вероятность безопасности. И я смело стартую в полный туман с сыном!
Принимая меры по безопасности, мы повышаем не саму безопасность, а увеличиваем лишь ВЕРОЯТНОСТЬ безопасности.
Полная безопасность недостижима, потому что неожиданно из облака может ударить молния - и десяток компасов не поможет.
За всю 10-летнюю летную практику Моцарт ни разу не висел на деревьях, ни разу не травмировался. Моцарт принимает разумные и адекватные меры по повышению вероятности безопасных полетов. И при этом летает при силе ветра в 15 м/с, в ливень, на заведомо разорванном параплане и с прованными стропами, в полном тумане крутит термики в облаке 100 метрах от полуторакилометровых гор на высоте в пол склона.
Да, Витя Федоров, я крутил в Гаграх термик при нулевой видимости в 100 метрах у склона по GPS! Выкрутил с 500 до 980 метров вплотную к 1500-метровой горе! Я всё сделал правильно. А другим пилотам я вообще не рекомендую летать - даже в простых условиях. Вы же не такие гениальные как я!
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 449
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 12:07
Откуда: Краснодар

Вернуться в Безопасность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron