Полный срыв потока. Не спорьте с Моцартом.

Обсуждение безопасности парапланов, СИВ-курс, оказание первой помощи, разбор летных происшествий.

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Re: Полный срыв потока. Не спорьте с Моцартом.

Сообщение Моцарт » 11 май 2012, 18:34

"Не послушался совета Моцарта" (с) Моцарт (p) Гривус.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 12:07
Откуда: Краснодар

Re: Полный срыв потока. Не спорьте с Моцартом.

Сообщение Amadey » 07 фев 2019, 20:36

Полный срыв потока. В просторечии задний свал.
Режим имеет практическую ценность.
Суть режима - затормозить крыло клевантами до минимальной скорости 22 км/ч.
Выполняется затягиванием клевант на полный ход вниз.
При входе в режим существует опасность клевка под ноги и попадания пилота в крыло сверху.
В связи с тем, что опасность клевка под ноги - с границы начала срыва потока, поэтому:
1. Недопустимо передумать выполнять режим, когда уже клеванты затянули. Отпускание клевант с границы начала входа в срыв потока может привести к клевку под ноги.
Поэтому если начали выполнять режим - обязательно доделайте его полностью.
2. Так как на разных моделях парапланов ход клевант до срыва потока разный, а некоторые парапланы не срываются даже если затянуть клеванты на полный ход, то очень опасно, затянув клеванты, обнаружить, что срыва не произошло. В этот момент крыло находится на грани срыва, и если пилоту не хватило сантиметра клевант для выполнения срыва, с этой грани отпустит клеванты, можно сверху попасть в крыло.
Поэтому рекомендую подмотать на запястья один-два витка клевант, и затем тянуть клеванты вниз. Ну чтобы гарантированно сорвать поток, и не рисковать полетом на грани срыва.
А чтобы подмотанные на запястья клеванты не резали руки, рекомендую перед полетом на срыв потока надеть перчатки.
После полного затягивания клевант до низу, срыв потока начинается не мгновенно. Крылу нужно время для замедления с балансировочный скорости 38 км/ч до скорости срыва 22 км/ч. И уходит на это от 1 до 2 секунд. Вы затянули клеванты, и только минимум через секунду начнется срыв потока.
Сразу после начала срыва крыло уходит назад, при этом крыло ОЧЕНЬ СИЛЬНО попытается вырвать клеванты у вас из рук вверх!
Внимание! Если позволить крылу вырвать клеванты вверх в начале срыва, то последует клевок под ноги.
Поэтому, сразу после затягивания клевант нужно: 1.выпрямить руки вниз без сгиба в локте. 2. руками с клевантами схватиться за подвеску с боков и крепко-крепко удерживать клеванты в нижнем положении, чтобы преодолеть вырывание клевант вверх.
Далее потерявшее форму крыло будет колебаться то сзади вас, то сверху над вами.
Вы почувствуете неприятный провал - кратковременное падение спиной вниз.
Рекомендую не отпускать полный срыв потока секунды 4-5.
Если отпустить клеванты в тот момент, когда крыло находится сзади - оно в разгонном клевке клюнет под ноги. Отпускать срыв потока нужно в момент, когда крыло находится сверху а не сзади.
В этом случае клевок будет почти до горизонта, но не ниже, и крыло не уйдет под ноги.
Если вы перед режимом подматывали клеванты на запястья, не забудьте размотать клеванты с рук и полностью поднять вверх клеванты.
Некоторые сив- инструктора типа крицкого учат медленно или ступенчато отпускать полный срыв потока. Это ошибка! При медленном или ступенчато отпускании клевант, если вы не являетесь профессионалом-аэробатом, вы получите каскад опасных режимов, когда полный срыв потока неожиданно перейдет в другие опасные режимы - асимметричный срыв потока или твист, или нескончаемый каскад этих режимов , усугубленный резкими клевками по крену.
Поэтому, первые свои срывы потока отпускайте быстро, резко, не задерживая клеванты в недоотпущенном положении.
Крыло клюнет почти до горизонта. Этот разгонный клевок не нужно компенсировать. Нужно дать крылу разогнаться. После первого разгонного клевка крыло поднимется вверх и по инерции уйдет назад. Этот пролет крыла спереди вверх и назад нужно выполнить на полностью поднятых клевантах вверх. После заброса назад, второй клевок уже может смело компенсировать, чтобы остановить колебания по тангажу и перейти в нормальный полет.
После выхода из полного срыва потока следует ожидать, что с большой вероятностью завяжется галстуки - либо слева, либо справа, либо два галстука вместе.
Замечу что вероятность завязывания галстука зависит от конструкции модели параплана. На моём первом параплане галстуки вязались почти после каждого срыва потока. А на втором параплане практически ни разу.
Три способа развязывания галстуков будем рассматривать на следующей неделе.
Хочу заметить что сам по себе задний свал (полный срыв потока) и есть третий способ развязывания галстука, если первые два способа не помогают.
Задний свал имеет два практических применения. Первое применение - для развязывания галстуков.
В Полный срыв потока можно попасть в полёте при входе в сильный термик, если в момент входа лететь на чуток поджатых клевантах.
При входе в термик передней кромкой параплан начинает подниматься, а задняя кромка еще в термик не вошла, поэтому параплан начинает резкий заброс назад, до горизонта. При этом, Пилот по инерции пролетает вперед, нагружая крыло. Однако, ветер в термик движется снизу вверх, и скорость крыла относительно воздуха кратковременно снижается ниже минимальной 23 км/ч и происходит срыв потока.
Если влететь в острый сильный термик на поджатых клевантах - они только усугубят вход в срыв потока. Поэтому, если неожиданно вариометр залился соловьем, то есть, вас начало резко поднимать , - мгновенно поднимите вверх клеванты, чтобы снизить вероятность полного срыва.
И помните, что с границы полного срыва параплан клюет вперед под ноги, а резких вход в сильный термик как раз и выводит вас на эту грань полного срыва потока. Как только вы прошли фазу резкого входа в термик и крыло ушло сильно назад, сразу же скомпенсируйте клевок вперед, чтобы он не ушел вперед ниже горизонта.
У меня есть опыт входа в термик +12. Очевидцы говорят что крыло ушло назад почти до горизонта, я как только услышал безумно запиликавший варик, мгновенно отпустил клеванты вверх, а как только крыло остановилось сзади на горизонте, я зажал хорошо, но до точки срыва клеванты и клевок вперед остановил только впереди почти на горизонте.
За три секунды набрал более 40 метров высоты.
Так как после срыва потока есть очень большая вероятность завязывания галстуков, крутые пилоты аэробаты нашли способ снизить вероятность завязывания галстука
Они, летя в срыве потока, когда бесформенное крыло колышется хаотично над головой, чуть-чуть приотпускают клеванты, крыло продолжает лететь в полном срыве, однако чуть менее извивается и принимает более правильную форму. Затем они резко и полностью отпускают клеванты и выходят из полного срыва уже без галстука.
Этот метод ступенчатого выхода очень опасен для учеников на сив- курсе так как у учлета нет еще практического представления о срыве потока, и Ученик не в той степени приотпускает срыв, попадая при этом в опасный каскад опасных режимов - в твист, в серию асимметричных срывов с мощными клевками. Инструктора сив курсов этого не понимают, и преподают методику ступенчатого выхода из полного срыва потока как правильную. Методика может и правильная, но она недопустима для первых срывов потока, когда учлет ничего еще не умеет, когда нет опыта развязывания мошных галстуков, когда нет опыта раскручивания твиста. Это приводит к плачевным результатам. Поэтому верной методикой выхода из полного срыва потока является резкое быстрое одноступенчатое отпускание клевант , осмотр крыла на галстуки и при необходимости развязывания галстуков одним из трёх способов.
Плавное и/или ступенчатое отпускание полного срыва потока вызывает неравномерное установление потока слева и справа крыла, что приводит к тому, что одна из консолей параплана уже вышла в поток и клюет вниз, разгоняясь, а вторая сторона еще не вышла из срыва, ну и происходит резкое закручивание в твист. А ученику в полном срыве еще твиста не хватало....
Только с целью избежать неравномерного выхода из полного срыва и твиста, первые ваши 20 срывов потока выполняйте с быстрым бесступенчатым отпусканием клевант.
И помните, что начинать выход из полного срыва потока нельзя сразу после входа в него. После входа удержите крыло в срыве 4-5 секунд, и только после того как тряпка более менее за фиксируется сверху отвас а не сзади, выполните быстрый выход из срыва отпусканием обеих клевант.
Полный срыв потока возможно выполнить не только на большой высоте, но и перед посадкой непосредственно у земли.
Однако есть тонкий момент
Выполнение полного срыва на высоте пилота 1 метр от земли - безопасно. Выполнение полного срыва на высоте более полутора метров - очень опасно!
Оценка высоты пилотом может быть обманчива. Когда вам кажется что остался метр высоты, на самом деле высота может быть и 3 метра, выполнение полного срыва на такой высоте приведет к травмам. Поэтому, если вы собрались сорвать крыло на 1 метре у земли, смотрите на рядом стоящего на земле человека и по его росту ориентируйтесь, что высоты остался именно 1 метр.
И у вас должен быть хороший протектор на подвеске.
На 1 метре высоты полностью затяните клеванты, произойдет срыв, крыло уйдет назад, и вы более менее мягко ляжете на спину на землю на протектор.
Я применял на практике посадку в полном срыве один раз потому что другого способа сесть не было.
Гора семашка. Слабый динамик . Удержаться не удалось, потому что термическая активность еще не развилась. Высота горы 1 километр. Второго шанса заехать на гору на грузовике в этот день уже не будет. День потерян. Однако, в 50 метрах ниже старта есть небольшая полочка, после которой обрыв и полет вниз на посадку. Подлетаю к этой полочке, поджимают клеванты, и чувствую что перелетаю ее совсем какую то малость. Влево вправо деревья, галс не сделать, впереди обрыв и полет километр вниз. Высоты 1 метр. Рву задний свал и мягко ложусь на спину в метре от обрыва в центр полочки.
Сив выработал у меня навык полного срыва потока, и этот навык пригодился на практике. Я поднялся 50 метров на вершину и потом летал весь день в термиках.
Тренировка полного срыва потока только у земли недостаточна, потому что знакомит ученика только с фазой входа в срыв. Важно научиться и выходить правильно из срыва, тренируя это на большой высоте по полной программе.
Само по себе выполнение полного срыва потока на практике показывает пилоту какой кошмар его ждет если он случайно в полёте перетянет клеванты ниже точки срыва. А эта точка у каждого параплана по клевантами на разном уровне и зависит как от модели крыла, от высоты подвязывания рукояток клевант, так и от загрузки крыла.
Важно чтобы вы отработали на практике полный срыв именно на вашем крыле чтобы понять, именно у вашего крыла с вашей загрузкой где находится этот уровень натяжения клевант , приводящий у срыву потока. Это позволит вам безопасно летать потом всю жизнь.
Не отработав задний свал на практике, вы рискуете разбиться рано или поздно, перетянув по неосторожности клеванты.
Я когда купил мой первый параплан, начал первые полеты на 54-метровой горке. Все летят сверху вниз, слабый ветерок. А я взял после старта затянул клеванты почти до низу, меня поперло в слабом динамике вверх, я довольный кричу вниз ребятам: смотрите, вот как надо летать!!!! ..... До срыва потока оставался сантиметр хода клевант.... И я этого не понимал.
Хорошо что через несколько дней меня записали на сив к Игорю Волкову. Пройдя сив в первом летном сезоне, я теперь летаю безопасно уже долгие годы. Мало верю, что без того сива 2004 года, я долетал бы до настоящего времени .
Amadey
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Пред.

Вернуться в Безопасность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron