Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Обсуждение безопасности парапланов, СИВ-курс, оказание первой помощи, разбор летных происшествий.

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Моцарт » 03 май 2011, 16:19

Вчера в результате полетов на лебедке Моцарта выяснилось, что Парабоинг единственный, кто не выполнил инструктаж Моцарта по правилам буксировки на лебедке. В результате Парабоинг в течении всей буксировки уходил с курса на лебедку влево и вправо на углы до 65 градусов. Моцарт всю буксировку требовал от Парабоинга строго выдерживать курс, однако Парабоинг не внял командам по рации и продолжал многочисленные уходы с курса. При таких условиях Моцарт постоянно сбрасывал тягу и чуть не прекратил буксировку вовсе. При отцепке высоты было менее 200 метров (по ощущениям с земли), в то время как других пилотов в этот день я затаскивал на высоты более 700 метров.
После этого старта полеты были приостановлены и Моцарт провел брифинг по разбору ситуации.
1.Парабоинг был проинструктирован ранее (в прошлом году), что на лебедке категорически запрещено корректировать курс полета (на машину) весом. Вместо этого требуется корректировать курс клевантой и только клевантой. В этот раз повторного инструктажа Моцарт не сделал, понядеявшись что Парабоинг с прошлого раза помнит мои инструкции. Признаю упущение. В следующий раз буду повторно каждого инструктировать перед каждым стартом вне зависимости от предыдущих инструктажей.
2.Парабоинг в прошлом году стартовал с отцепкой "Моцарт", которая автоматически корректировала курс полета "на машину", помогая пилоту держать курс, и проблем уходя с курса не было. В этот раз Парабоинг применил отцепку другой конструкции без функции автоматического поддержания курса "на машину". Парабоинг недооценил отцепку "Моцарт" и подарил ее другому пилоту, а себе выбрал заведомо плохую отцепку, с которой курс поддерживать можно, но труднее. В результате, в прошлом году он вполне нормально затягивался без особого ухода с курса, а в этом году не смог справиться с управлением при буксировке.
3.Выяснилось, что парабоинг умышленно не выполнил важное указание Моцарта корректировать курс только клевантой. И более того, начал спорить с Моцартом на брифинге. По существу поясню, почему нельзя переваливать вес на буксировке:
4.Дело в том, что параплан реагирует на перенос веса с задержкой до двух секунд. А на клеванту параплан реагирует практически мгновенно. Скорректировать уход с курса на машину легко в самом начале ухода с курса легким воздействием на клеванту. Параплан мгновенно скорректирует уход с курса. Перевал веса дает эффект через 2 секунды, за это время параплан (особенно на жесткой отцепке) продолжает уходить с курса.
5.Кроме этого, корректировка курса весом имеет второй недостаток - параплан на буксировке при перевале веса сильно кренится, что снижает эффективность буксировки и заставляет оператора увеличивать тягу больше чем надо. А при корректировке курса клевантой крена не происходит, и эффективность буксировки повышается при снижении силы тяги оператором.
6.Парабоинг объяснил, почему именно он не выполнил инструктаж Моцарта. Оказывается, Парабоинг боится асимметричного срыва потока, особенно когда параплан заваливается на буксировке назад. Я ранее на форуме именно Парабоингу разъяснял, для чего именно требуется пройти СИВ-курс и на практике освоить срывные режимы - полный и асимметричный срывы потока. Для того, чтобы СМЕЛО и ЭФФЕКТИВНО управлять парапланом, и при этом гарантированно не вызвать срыв. Парабоинг не согласился с этой истиной, результат - вчерашнее неумение управлять парапланом. Парабоинг боялся тянуть клеванту потому что летел на DHV 2-3. Это еще одна ошибка Парабоинга, и об этом я также предупреждал его заранее - с таким как у него уровнем подготовки нужно забыть про DHV 2-3. Продвинутые парапланы действительно имеют укороченный ход клеванты и срываются раньше, чем простые стандарты. Это Парабоинг знал, именно этого и боялся Парабоинг. Завышенное чувство боязни срыва я назову "ПАРАПЛАНЕРНАЯ АЛЕРГИЯ". Обычная медицинская алергия - это чрезмерный иммунитет организма на болезни, когда иммунная защита резко превышает уровень самой болезни, и мы начинаем чихать, у нас возникает сыпь, покраснение, повышение температуры, слёзы на безобидные раздражители или микроскопические безопасные дозы инфекции. В итоге вред от чрезмерного иммунитета превышает вред от самой инфекции. Это есть алергия. У Парабоинга как раз проявился чрезмерный иммунитет от срыва потока, и, боясь дернуть клеванту, Парабоинг просто не справился с коррекцией ухода с курса. Стоило Парабоингу освоить задний свал и негативку (к примеру на курсах у Моцарта в Гагре), он бы гораздо смелее тянул клеванту, и в срыв бы не попал, и курс бы нормально эффективно выдерживал.
7.При разборе на брифинге Парабоинг заявил еще одну причину - он боялся дергать клеванту в момент, когда параплан заваливался назад. Парабоинг перепутал два режима полета параплана... Действительно, если параплан, не подцепленный к лебедке и без тяги, осуществляет колебания по тангажу, то улетая назад, динамически кратковременно повышается угол атаки, параплан начинает тормозиться ниже балансировочной скорости, и если в этот момент еще и клеванту затянуть, параплан можно легко дотормозить до срывной скорости 23 км/ч и попасть в срыв. ОДНАКО!! Если параплан уходит назад, находясь под тягой лебедки и в результате этой тяги, режим полета совсем другой: угол атаки при этом НЕ РАСТЕТ, потому что под тягой параплан набирает высоту и летит ВВЕРХ! А значит, при забросе назад под тягой лебедки балансировочная скорость параплана 38 км/ч сохраняется, не падает, и воздействие клевантой на параплан под тягой, даже если купол уходит сильно назад, НЕ СПОСОБСТВУЕТ СРЫВУ! Уход назад купола под лебедочной тягой НЕ ПРИБЛИЖАЕТ НАС К ТОЧКЕ СРЫВА! А значит, под тягой можно смело управлять клевантой так же глубоко и эффективно, как и при обычном полёте. Точка срыва под тягой будет на том же вытягивании клеванты, что и при выполнении срывного режима на СИВ-курсе!
8.К сожалению, до Парабоинга достучаться трудно или невозможно. Он не приемлет совет пройти СИВ. Он не приемлет совет не летать на DHV 2-3 с его уровнем подготовки. Он не выполняет инструкций руководителя полетами и оператора лебедки. А потом еще и обижается, почему его так дергало на буксировке. Да потому что я вместо того чтобы обеспечивать равномерную тягу, вынужден сбрасывать тягу в момент ухода Парабоинга с курса (более 45 градусов - до 65 градусов!), а когда он выправлял курс. я давал нормальную тягу, но Парабоинг быстро проскакивал направление на лебедку и быстро уходил с курса в другую сторону! Я опять был вынужден сбрасывать тягу! И так всю буксировку. Я могу поддерживать равномерную тягу только при условии, что пилот строго выдерживает курс "на машину лебедки". Если я это вижу, я сосредоточен на равномерности размотки барабана. В случае с Парабоингом я вместо равномерной тяги только и занимался что орал на него в рацию, чтобы он применял клеванту. А он наплевал на мои инструкции и продолжал переваливать вес.
9.ВСЕМ кто будет у меня затягиваться, настоятельно рекомендую прислушиваться к каждой мелочи в моих инстркуциях и ни при каких обстоятельствах не нарушать инструкций по буксировке. Также рекомендую выкинуть жесткие и/или короткие отцепки, и применять для буксировки отцепки "Моцарт". С моими отцепками гораздо легче поддерживать курс на лебедку. Эта рекомендация не строгая. С отцепками других фирм, в том числе жесткими хорошо подготовленный парапланерист сможет всё же удержать правильный курс полёта. А вот для новичков рекомендую только отцепки "Моцарт".
10.Я ранее выкладывал мастер-класс Моцарта по правилам буксировки на пассивной лебедке. Вот, еще раз прочитайте: viewtopic.php?f=32&t=29
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Grievous » 05 май 2011, 14:12

Пункт 7 неправильный.
http://vkontakte.ru/video-23375411_158830047
Grievous
 
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 10:52

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Моцарт » 05 май 2011, 15:14

Grievous писал(а):Пункт 7 неправильный.


Пункт 7 правильный. Обратись к любому с авиационным образованием, тебе нарисуют векторную систему воздействий на параплан под тягой и без тяги. Параплан уходит в срыв только при снижении скорости потока. Если его тянуть вперед лебедкой - скорость потока поддерживается даже если параплан ляжет назад на угол, не бОльший чем (90 градусов минус угол расположения троса относительно земли). А такой угол троса относительно земли я поддерживаю в начале затяжки от нуля до 45 градусов. В случае с парабоингом я этот угол не поднимал выше 30 градусов (уменьшая тягу), давая ему возможность сильно тянуть клеванту для выправления сильного ухода с курса. При такой тяге и таком угле как я ему обеспечил, параплан мог завалиться на 70 градусов назад (почти до горизонта), и при этом точка затягивания клевант, приводящая к срыву потока, нисколько не была бы выше, чем в горизонтальном полете без тяги, потому что параплан при тяге продолжает лететь с балансировочной скоростью 38 км/ч вперед и вверх даже наклоненный назад относительно горизонта (НО НЕ ОТНОСИТЕЛЬНО НАБЕГАЮЩЕГО ПОТОКА ВОЗДУХА!). Параплан срывается, если повышается не угол относительно горизонта, а угол относительно набегающего потока!! (его называют углом атаки). Парабоинг к сожалению не видит никакой разницы между углом атаки и углом относительно горизонта.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Моцарт » 05 май 2011, 15:20

Буксировать в качестве оператора на пассивной лебедке я начал в 2004 году, еще в Новосибирске.
В среднем с 2004 года в сезон я выполняю 150-200 буксировок. Всего выполнил около тысячи.
В Новосибирске я их делал до 40 в летный день. Здесь - от 6 до 23 в летный день.
Никаких летных происшествий не случалось.
Рекордная высота до 930 метров.
Не надо со мной спорить.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Моцарт » 05 май 2011, 15:56

ПараЦентр писал(а):Да, сильные рывки были и в прошлом году, ни чего не изменилось.


Сколько я летал на других лебедках - такие рывки совершенно обычное явление и не несут никакой опасности. Да, конечно, их можно сглаживать, снижать активным управлением рычагом. Однако даже если ничего не делать - совершенно нормальное явление.

ПараЦентр писал(а):Ну а то, что ты написал по пунктам про, якобы "ошибки" парабоинга - полный бред (за не большим исключением).
Особенно повеселил твой "запрет" на управление весом. Что бы ты знал, управлять на затяжке надо и весом и клевантами.


Именно так я написал в моем мастер-классе по пассивной лебедке. Но Парабоинг полностью отказался от применения клевант, что привело к сильным уходам с курса. Ген конечно не видел углы ухода с курса, жалко никто не снимал. Я бы Гену натыкал в видео носом, чтобы не говорил, что не было ухода с курса до 65 градусов. Было. В течении всего полета уход с курса колебался в обе стороны и не раз превышал 45 градусов. А при таком уходе с курса положено отпускать тягу, что я и делал весь полет. Короткая отцепка только усугубила неспособность Парабоинга выдерживать точный курс.
При этом, остальные 10 буксировок другие пилоты идеально выдерживали курс точно на лебедку, ни у кого не было подобной проблемы. даже крайний старт перворазника-чайника прошел идеально, потому что пилот строго выполнил мой инструктаж, и рулил клевантой, при этом на моей самоподруливающей отцепке. Безупречная буксировка чайника была настолько ровной, что другим можно было поучиться. Кто у меня буксируется первый раз, кто со мной не спорит, кто просто не испорчен неверными инструктажами других инструкторов, у того всё с первого раза, идеально и всегда. Как только начинается отсебячина - так идут уходы с курса.

ПараЦентр писал(а):Ну о бред про СИВ и его готовность к 2-3 - даже не хочется комментировать. Налетай половину налета парабоинга в термичке - сможешь что-то сказать.
Теоритик, блин.


Со мной спорят о срывных режимах только те, кто их никогда не пробовал выполнять. Ни ты, ни парабоинг, ни ГЕН. Что вы в них понимаете? Я это делаю на разных парапланах, регулярно и давно. Мои ученики все режимы у меня научились выполнять, и никаких проблем. Боязнь этих режимов как раз приводит к неэффективному управлению парапланом. Это и есть алергия. Это и произошло с Парабоингом - он не управлял клевантами вовсе, боясь срыва на DHV 2-3. Это - главная причина слалома с отклонениями от курса. Дополнительная причина - некачественная отцепка, которая не способствовала удержанию курса полета.
А его управление весом с запаздыванием эффекта на 2 секунды категорически не годится для буксировки.

ПараЦентр писал(а):Жень - мой тебе совет: будь проще, не пытайся пропиарится при каждом удобном случае и возвысится за счет других. И люди к тебе потянуться. Умей признавать свои ошибки.
Будь проще. Понты тут не приемлемы. Не те люди.


У меня как оператора ошибок не было. Мои действия всегда адекватны ситуации. Нет ухода с курса - есть тяга. Есть уход с курса - нет тяги. Нет ухода с курса - я держу нужный угол троса относительно земли около 45 градусов и слежу за равномерностью размотки барабана, чтобы поменьше дергало. Угол уменьшается - я определяю причину: смотрю на силу тяги. Если она мала - прижимаю рычаг. если она велика - снижаю скорость машины. Угол растет - смотрю на указатель тяги. Если она сильная - отпускаю рычаг, параплан отстает и снижается угол. Если при этом барабан не выматывается, - увеличиваю скорость машины. Если барабан очень сильно выматывается при сильной тяге - снижаю скорость машины. Если уход с курса более 45 градусов и после отпускания тяги парапланерист не выправляет курс - останавливаю машину и отпускаю тягу полностью. если после этого парапланерист продолжает уходить в локаут - обрезка троса ножем. Если во время тяги происходит полный срыв потока (проседание параплана назад со снижением высоты при полной тяге) - наполовину ослабляю тягу и вывожу параплан из- полного срыва, парирую разгонный клевок дожатием тяги до трех четвертей от первоначальной. Затем снова ослабляю тягу до нуля и при продолжающей движение машине (важно!) даю команду на отцепку и отмену буксировки.
Машина должна продолжать двигаться при нулевой тяге до отцепки потому что полный срыв потока может повториться (например, как у экстримала из-за камня в куполе, или из-за ошибки пилота по перетягиванию клевант), и у меня должна оставаться возможность тягой погасить возможный разгонный клевок у земли.

С моей стороны я обеспечиваю полную безопасность.

А со стороны пилота мне хочется получить полное выполнение моих инструкций и никаких возражений! НИКАКИХ!
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Палач » 15 июн 2011, 23:56

Моцарт предупрежден, что летать на парапланах опасно и нежелательно. И жить вообще тоже опасно (от этого умирают) :lol:
Палач
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 14 июн 2011, 12:52

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Палач » 16 июн 2011, 00:05

А если пилот еще не умеет стартовать (как Моцарт) - то это вдвойне опасно.
Потому что все травмы пилоты получают при столкновении с землей, а сам старт - это работа с крылом на земле, и отрыв от земли, поэтому это является самым опасным моментом в парапланеризме.
ЛП Моцарта в Лабинске -его потоком оторвало от склона и подняло в воздух. Это еще раз доказывает, что Моцарт не умеет работать с крылом на земле (потому что произошел несанкционированный отрыв Моцарта от земли, т.е. Моцарт не справился с управлением.)
Палач
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 14 июн 2011, 12:52

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Моцарт » 16 июн 2011, 12:00

Палач писал(а):Моцарт предупрежден, что летать на парапланах опасно и нежелательно. И жить вообще тоже опасно (от этого умирают) :lol:


Предупреждение принято. И справедливое.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Моцарт » 16 июн 2011, 12:09

Палач писал(а):А если пилот еще не умеет стартовать (как Моцарт) - то это вдвойне опасно.
Потому что все травмы пилоты получают при столкновении с землей, а сам старт - это работа с крылом на земле, и отрыв от земли, поэтому это является самым опасным моментом в парапланеризме.
ЛП Моцарта в Лабинске -его потоком оторвало от склона и подняло в воздух. Это еще раз доказывает, что Моцарт не умеет работать с крылом на земле (потому что произошел несанкционированный отрыв Моцарта от земли, т.е. Моцарт не справился с управлением.)


В Лабинске произошел санкционированный взлёт - отрыв от земли потоком. Но это не было летным происшествием. Пока высота маленькая - падение безопасно. Как только набираются первые 10 метров высоты - можно уже применять компенсацию сложений. Моцарт не справился с адиабатическим расширением поднимающегося снизу вдоль склона воздухом, в результате чего поднимающийся воздух охлаждается, смешивается с нагретым воздухом, уже находящимся на высоте склона, и начинает резко бурлить. От этого и произошло сложение. Если бы удалось набрать еще 2-3 метра высоты - там бы уже этого адиабатического смешивания воздуха двух разных температур не было бы, и такого мощного сложения 80% уже бы не произошло. Не повезло, но не страшно. Это было безопасно для такой высоты. на такие случаи предпринята пассивная безопасность - каска, ботинки, хороший протектор, правильное падение на бок без выставления рук и ног в сторону падения... Именно из-за таких случаев все мы надеваем каски и шлемы перед полётами. Я просто применил каску по прямому назначению в строгом соответствии с инстрекцией по применению каски в полёте.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Парапланерная алергия или ошибка Парабоинга.

Сообщение Палач » 16 июн 2011, 13:44

Физика процесса значения не имеет. Имеет значение факт - Моцарт не справился с управлением, не справился с активным пилотированием, не смог вывести параплан в нормальный полет, не смог компенсировать и прокачать сложение.
К тому же, Моцарт не правильно оценивает опасную высоту - даже в 1,2х и 10м от земли можно применять компенсацию сложений, прокачивать крыло и активно пилотировать парапланом. И даже с 2х метров от земли можно получить серьезную травму, если не удачно упасть.
Но Моцарт всего этого не знает, поскольку он умеет выходить только из искусственно созданных сложений на большой высоте, в ламинарном спокойном воздухе - которые Моцарт провоцирует сам (называется СИВ-курс). Поэтому Моцарт и не справился с асимметричным сложением в боевых условиях.

Да кстати, инструкцию по применению каски в полете - в студию (так, просто поржать:) :mrgreen:
Палач
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 14 июн 2011, 12:52

След.

Вернуться в Безопасность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron