Галстук. Завязывание и развязывание.

Обсуждение безопасности парапланов, СИВ-курс, оказание первой помощи, разбор летных происшествий.

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Галстук. Завязывание и развязывание.

Сообщение Amadey » 07 фев 2019, 20:45

Галстук. Как завязать, как развязать.
Галстук может завязаться сам, поэтому каждый должен уметь его развязать.
Вероятность завязывания галстука после асимметричного и полного срывов потока достигает 50%. То есть, через раз.
Это зависит от конкретной модели параплана.
Завязаться галстук также может при асимметричном сложении, например, при неудачном выполениии винговера. О винговеры поговорим отдельно потом. Там все хуже - там можно и сквозь стропы пролететь.
Галстуком называется когда ухо параплана прошло через стропы и назад выйти само не может.
Перед тем, как вылететь на асимметричный или полный срыв потока, нужно изучить теорию по развязыванию галстуков.
Сразу после выхода из срывных режимов нужно осмотреть крыло на предмет галстуков. После полного срыва потока может завязаться как один галстук, так и два - с обеих сторон.
Если завязался один галстук, и если ничего не делать, это приведет к развороту параплана как правило в сторону завязаеного галстука.
Этот разворот называется авторотация.
Это когда параплан постоянно поворачивает, и не выходит из вращения.
Авторотация как правило стремительно развивается и по перегрузке напоминает глубокую спираль со снижением до 20 м/с. Это очень опасно. Остановить развившуюся авторотацию очень сложно - банально может не хватить сил. Авторотацию рассмотрим потом отдельно.
Чтобы не попасть в опасную авторотацию, нужно после завязывания галстука мгновенно его скомпенсировать, чтобы остановить начинающиеся вращение.
Компенсация галстука аналогична компенсации асимметричного сложения - нужно просто затянуть противоположную от галстука клеванту примерно до карабина и регулировать - если вращение в сторону галстука уменьшилось но еще осталось, немного дотянуть клеванту. Если в результате затягивания клеванты вращение (разворот) началось в сторону, противоположную галстуку, значит перекомпенсировали и нужно при отпустить клеванту
После того как скомпенсировать галстук и сохраняем прямолинейный полет, нужно начать развязывать галстук двумя способами.
Для начала можно просто прокачать клевантой галстук, попробуйте сделать несколько резких глубоких но кратковременных , до самого низа затягиваний и отпускании клевант. Внимание, в нижнем положении клеванту нельзя задерживать нисколько, дернули до низу, и сразу мгновенно подняли клеванту вверх . Короткие и частые дергания клевантой не приведут к развязыванию галстука, важно кратковременное резкое и глубокое затягивание.
Несложный галстук может развязать при покачивании клевантой.
Но часто, это не приводит к развязыванию галстука. Тогда применяем второй способ:
Летя скомпенсированном галстуке, осматриваем свободные концы со стороны галстука. Все стропы как обычно натянуты, но одна стропа висит у нас перед глазами петлей. Это галстучная стропа - стропа в ряда идущая к самому краю уха параплана.
Потяните за эту провисшую петлей перед глазами галстучную стропу - галстук моментально развяжется.
Если галстук серьезный и эти два способа не помогают, можно при наличии достаточной высоты применить полный срыв потока (задний свал). По словам Игоря Волкова задний свал способен развязать практически любой галстук. Но моя практика проведения сив курсов к сожалению опровергает слова Волкова - я сталкивался когда мой ученик для развязывания галстука применил пять!! Задних свалов, и галстук не развязался, пришлось кидать запаску.
Если галстук небольшой, если не получается его развязать, если нет высоты применять задний свал для его развязывания, не стоит сразу кидать запаску. Если вы летите у скального склона, бросок запаски может размазать вас о склон. Если галстук небольшой, можно его просто скомпенсировать и лететь с галстуком на посадку.
Так как я люблю на половинке крыла на асимметрии. Садиться на верх склона на перегиб, то посадка на скомпенсированном галстуке ничем не будет отличаться от посадки на скомпенсированном асимметрии.
Хуже садиться на половинке крыла не на край склона в зоне динамика, а вниз или на равнину, на поле. Скорость снижения на полном крыле примерно 1 м/с. Скорость снижения на половинке крыла примерно 3м/с, что сравнимо с парашютным прыжком по жесткости приземления, и так как рука занята компенсацией галстука, подушку при Галстуке на посадке не сделать. В этом случае рекомендую парашютный способ посадки : ноги вместе, выставлены вперед на 45 градусов, чуть согнуты в коленках, напряжены. Встречаем ногами землю, пружиним ногами, падаем на бок на плечо не выставляя рук в стороны чтобы их не сломать, и выполняем перекат через плечо.
Парашютный способ посадки на равнину на половинке крыла безопасен. Но если есть метров 50 высоты, можно и запаску кинуть. И то, и другое желательно освоить. И посадку по парашютному, и правильное кидание запаски . Как кидать запаску будем разбирать потом.
Есть видео как серия полных срывов потока не развязался галстук.
На половинке крыла скорость снижения От 3 до 6 метров в секунду - зависит от модели и размера крыла, от загрузки .
Однако, не всегда галстук вызывает авторотацию в сторону галстука. Я видел лично когда галстук вызывал вращение в противоположную от галстука сторону, а также на такое поведение крыла в асимметрии жаловался петя Гавриков.
Это зависит от модели крыла. Но все же в подавляющем большинстве случаев и асимметричное сложение, и галстук вызывает разворот в сторону сложения и галстука.
Также позднее рассмотрим особенности полета на порванном параплане и на параплане с порванными 2-3 стропами. Там есть сходство с галстуком.
https://youtu.be/-sfqrLi6InM
Вот этот галстук мой Ученик не смог развязать за серию задних свалов.
Amadey
 
Сообщения: 334
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Вернуться в Безопасность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron