Асимметричное сложение

Обсуждение безопасности парапланов, СИВ-курс, оказание первой помощи, разбор летных происшествий.

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Асимметричное сложение

Сообщение Моцарт » 03 июл 2013, 14:13

Асимметричное сложение. Можно вызвать затягиванием левой или правой половины строп А-ряда. Примерно половина купола с одной стороны складывается, иногда переламывается, и хвост колышется сзади. Асимметричное сложение часто возникает само - достаточно небольшой турбулентности в воздухе или порыва ветра. Очень часто постоянные асимметричные сложения то слева, то справа возникают в горных условиях, при жесткой термической активности, при полете в роторной зоне. Реже - в прибрежном бризе. Асимметричное сложение на простых учебных парапланах должно раскрыться само. Однако, сейчас продвинутые парапланы в результате коррупции искусственно загоняются на 1-2 класса ниже, и формально по сертификации простые парапланы в реальности ведут себя как супер продвинутые - не раскрываются самостоятельно, или очень медленно раскрываются. Приходится прокачивать асимметричное сложение. Главная опасность плохого раскрытия асимметрии - переход из асимметрии в авторотацию, при полете у склона - резкий неожиданный разворот в склон с последующими травмами. Вспоминаются многочисленные сломанные пятки в Анапе в результате неожиданной асимметрии и последующего разворота в склон. Правильные действия при неожиданно случившейся асимметрии:
Первое и главное, что необходимо сделать - затянуть клеванту с противоположной от асимметрии стороны, чтобы предотвратить разворот в сторону асимметрии (чтобы не врезаться в склон) Компенсировать разворот нужно резко, решительно, моментально, примерно на половину хода клеванты или сильнее. Чем больше асимметричное сложение, тем сильнее и глубже нужно рвануть клеванту для компенсации разворота. Однако, нельзя это делать чрезмерно - иначе случится асимметричный срыв потока на стороне, где затянули клеванту. Важно знать у своего параплана ту точку затягивания клеванты, до которой еще не происходит асимметричного срыва, и после которой срыв происходит. Эта точка срыва определяется на практических занятиях по асимметричному срыву потока. Замечу. что асимметричный срыв при полном затягивании клеванты развивается не мгновенно, а через 1-2 секунды после полного затягивания клеванты, поэтому для эффективной компенсации асимметричного сложения можно рвануть клеванту до отказа вниз, но тут же отпустить ее до половины хода клеванты - и компенсация асимметричного сложения будет очень эффективной, и асимметричного срыва еще не произойдет. Компенсации асимметричного сложения нужно много-много раз тренироваться - еще до того, как сложение у вас случится неожиданно, и вы врежетесь в скальный склон. Нескомпенсированное сложение опасно не только резким разворотом в склон, но и авторотацией - если сложение (на куполах с большим удлинением) не раскрылось само, то разворот в сторону сложения будет нарастать и нарастать, пока режим не перейдет в глубокую спираль (авторотацию), из которой выход очень труден и иногда просто сил не хватит, чтобы выйти. Уметь эффективно скомпенсировать асимметричное сложение - главный и самый важный навык парапланериста, потому что сложения происходят чаще других режимов.

Асимметричное сложение кроме опасности еще представляет интерес как эффективный и иногда единственно возможный способ осуществить безопасную посадку. Случай со мной на Собере:
Старт и посадка возможны только на склон на вершине горы. Обычно это делалется на ушах. Но при моем полете ветер раздулся до 10-12 м/с. Вокруг горы внизу - лес на большом расстоянии - некуда сдуваться. Никакие большие уши при ветре 10-12 м/с не позволяют снизиться к склону для приземления - на ушах идет набор высоты. Летал я так час на ушах до тех пор, пока не применил сложение 50% с одновременной компенсацией противоположной от сложения клевантой. Купол начал просаживаться на склон, и я спокойно и плавно приземлился в дульник на старт на Собер. В той ситуации не было ни одного другого способа приземлиться, не развесившись на деревьях в лесу. Только на асимметрии. Поэтому рекомендую обучиться этому способу посадки. Идеальным местом обучения могут быть Анапа, Голубицкая, Благовещенка, Лабинск, 7 ветров - в предельный ветер 8-12 м/с.
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Асимметричное сложение

Сообщение Моцарт » 30 май 2018, 16:01

Самым первым, самым простым и самым важным упражнением СИВ-курса является асимметричное сложение и его компенсация.

Сложение параплана может произойти в любой момент, и если его правильно не скомпенсировать, будет: быстрый (мгновенно начавшийся) разворот в сторону сложения, и если вы летите у склона, то мгновенное столкновение со склоном. Если летите не у склона, то авторотация (именно так называется разворот, вызванный сложением) может очень быстро развиться в глубокую спираль, выйти из которой у вас может не хватить физических сил!

Поэтому, если произошло сложение, нужно НЕМЕДЛЕННО его скомпенсировать, чтобы остановить вращение (разворот параплана). Затянете с компенсацией - даже если не врежетесь в склон - нужно уже будет останавливать авторотацию, а это (в двух словах) - подтянуться на внешней клеванте как на турнике двумя руками когда на вас еще пара человек висит.

Обращу внимание, что если вы просто лелите в глубокой спирали. то даже на спирально нейтральных моделях парапланов, когда для вывинчивания из спирали достаточно легко! чуть потянуть внешнюю к повороту клеванту и ждать плавного вывинчивания, то в авторотации внутренняя сложенная консоль (или галстук) держат крыло в спирали и легкое натяжение внешней клеванты может не привести к выходу из авторотации.

Поэтому чтобы резко не осложнить ситуацию, при сложении нужно натренироваться мгновенно компенсировать сложение.

Это делается на СИВ-курсе, и такой навык на всю жизнь останется в виде наработанного рефлекса, что предотвратить в будущем ЛП.

Не компенсация сложения в некоторых случаях также может привести к твисту, если ваша грудная перемычка сильно стянута и карабины находятся близко друг к другу. При выполнении программы СИВ я рекомендую расслабить грудную перемычку, чтобы развести карабины подальше - это снизит вероятность каскада. когда асимметричное сложение или асимметричный срыв потока перейдут в твист.

Совет от Моцарта: Если Вы не умеете компенсировать асимметричное сложение, воздержитесь от полетов в термичку и в горах.

Однако, даже в морском бризе есть вероятность получить асимметричное сложение 50% - в Анапе я знаю множество таких случаев. Летит пилот, динамик слабый. просаживает на пляж. Высота склона 400м. У пилота остается метров 30-40, он уже близко к пляжу, в этом месте (мало кто знает) - зона ротора! Происходит сложение той половины крыла, которая ближе к склону, резкий разворот в склон, и как результат - переломы обеих ног! Я знаю не менее 5 таких случаев. два из которых закончились переломом обеих ног, два переломом одной ноги. и один - смертельный исход (Борис Владимирович Луканин (не путать с Борисом Владимировичем Ямушевым)).

Когда ветер дует в высокий склон, врезаясь в склон, ветер отражается от него вверх (возникает динамик), но в самом низу склона часть ветра отражается и закручивается в ротор, устремляясь вниз! Я когда захожу на пляж на посадку, прямо весь напряжен на готове, как только хлопнет сложение, я мгновенно затяну противоположную клеванту чтобы в сложении меня не развернуло в склон!
Все советы и рекомендации Моцарта на 90% опасны для жизни и здоровья пилотов-парапланеристов! (с) Николай Шорохов
Моцарт - моя самая большая педагогическая неудача! (с) Игорь Волков
Аватара пользователя
Моцарт
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 11:07
Откуда: Краснодар

Re: Асимметричное сложение

Сообщение Amadey » 07 фев 2019, 18:23

Самым первым, самым простым и самым важным упражнением СИВ-курса является асимметричное сложение и его компенсация.
Сложение параплана может произойти в любой момент, и если его правильно не скомпенсировать, будет: быстрый (мгновенно начавшийся) разворот в сторону сложения, и если вы летите у склона, то мгновенное столкновение со склоном. Если летите не у склона, то авторотация (именно так называется разворот, вызванный сложением) может очень быстро развиться в глубокую спираль, выйти из которой у вас может не хватить физических сил!
Поэтому, если произошло сложение, нужно НЕМЕДЛЕННО его скомпенсировать, чтобы остановить вращение (разворот параплана). Затянете с компенсацией - даже если не врежетесь в склон - нужно уже будет останавливать авторотацию, а это (в двух словах) - подтянуться на внешней клеванте как на турнике двумя руками когда на вас еще пара человек висит.
Обращу внимание, что если вы просто летите в глубокой спирали. то даже на спирально нейтральных моделях парапланов, когда для вывинчивания из спирали достаточно легко! чуть потянуть внешнюю к повороту клеванту и ждать плавного вывинчивания, то в авторотации внутренняя сложенная консоль (или галстук) держат крыло в спирали и легкое натяжение внешней клеванты может не привести к выходу из авторотации.
Поэтому чтобы резко не осложнить ситуацию, при сложении нужно натренироваться мгновенно компенсировать сложение.
Это делается на СИВ-курсе, и такой навык на всю жизнь останется в виде наработанного рефлекса, что предотвратить в будущем ЛП.
Не компенсация сложения в некоторых случаях также может привести к твисту, если ваша грудная перемычка сильно стянута и карабины находятся близко друг к другу. При выполнении программы СИВ я рекомендую расслабить грудную перемычку, чтобы развести карабины подальше - это снизит вероятность каскада. когда асимметричное сложение или асимметричный срыв потока перейдут в твист.
Совет от Моцарта: Если Вы не умеете компенсировать асимметричное сложение, воздержитесь от полетов в термичку и в горах.
Однако, даже в морском бризе есть вероятность получить асимметричное сложение 50% - в Анапе я знаю множество таких случаев. Летит пилот, динамик слабый. просаживает на пляж. Высота склона 400м. У пилота остается метров 30-40, он уже близко к пляжу, в этом месте (мало кто знает) - зона ротора! Происходит сложение той половины крыла, которая ближе к склону, резкий разворот в склон, и как результат - переломы обеих ног! Я знаю не менее 5 таких случаев. два из которых закончились переломом обеих ног, два переломом одной ноги. и один - смертельный исход (Борис Владимирович Луканин (не путать с Борисом Владимировичем Ямушевым)).
Когда ветер дует в высокий склон, врезаясь в склон, ветер отражается от него вверх (возникает динамик), но в самом низу склона часть ветра отражается и закручивается в ротор, устремляясь вниз! Я когда захожу на пляж на посадку, прямо весь напряжен на готове, как только хлопнет сложение, я мгновенно затяну противоположную клеванту чтобы в сложении меня не развернуло в склон!
Асимметричное сложение кроме опасности еще представляет интерес как эффективный и иногда единственно возможный способ осуществить безопасную посадку. Случай со мной на Собере:
Старт и посадка возможны только на склон на вершине горы. Обычно это делалется на ушах. Но при моем полете ветер раздулся до 10-12 м/с. Вокруг горы внизу - лес на большом расстоянии - некуда сдуваться. Никакие большие уши при ветре 10-12 м/с не позволяют снизиться к склону для приземления - на ушах идет набор высоты. Летал я так час на ушах до тех пор, пока не применил сложение 50% с одновременной компенсацией противоположной от сложения клевантой. Купол начал просаживаться на склон, и я спокойно и плавно приземлился в дульник на старт на Собер. В той ситуации не было ни одного другого способа приземлиться, не развесившись на деревьях в лесу. Только на асимметрии. Поэтому рекомендую обучиться этому способу посадки. Идеальным местом обучения могут быть Анапа, Голубицкая, Благовещенка, Лабинск, 7 ветров - в предельный ветер 8-12 м/с.
Асимметричное сложение. Можно вызвать затягиванием левой или правой половины строп А-ряда. Примерно половина купола с одной стороны складывается, иногда переламывается, и хвост колышется сзади. Асимметричное сложение часто возникает само - достаточно небольшой турбулентности в воздухе или порыва ветра. Очень часто постоянные асимметричные сложения то слева, то справа возникают в горных условиях, при жесткой термической активности, при полете в роторной зоне. Реже - в прибрежном бризе. Асимметричное сложение на простых учебных парапланах должно раскрыться само. Однако, сейчас продвинутые парапланы в результате коррупции искусственно загоняются на 1-2 класса ниже, и формально по сертификации простые парапланы в реальности ведут себя как супер продвинутые - не раскрываются самостоятельно, или очень медленно раскрываются. Приходится прокачивать асимметричное сложение. Главная опасность плохого раскрытия асимметрии - переход из асимметрии в авторотацию, при полете у склона - резкий неожиданный разворот в склон с последующими травмами. Вспоминаются многочисленные сломанные пятки в Анапе в результате неожиданной асимметрии и последующего разворота в склон. Правильные действия при неожиданно случившейся асимметрии:
Первое и главное, что необходимо сделать - затянуть клеванту с противоположной от асимметрии стороны, чтобы предотвратить разворот в сторону асимметрии (чтобы не врезаться в склон) Компенсировать разворот нужно резко, решительно, моментально, примерно на половину хода клеванты или сильнее. Чем больше асимметричное сложение, тем сильнее и глубже нужно рвануть клеванту для компенсации разворота. Однако, нельзя это делать чрезмерно - иначе случится асимметричный срыв потока на стороне, где затянули клеванту. Важно знать у своего параплана ту точку затягивания клеванты, до которой еще не происходит асимметричного срыва, и после которой срыв происходит. Эта точка срыва определяется на практических занятиях по асимметричному срыву потока. Замечу. что асимметричный срыв при полном затягивании клеванты развивается не мгновенно, а через 1-2 секунды после полного затягивания клеванты, поэтому для эффективной компенсации асимметричного сложения можно рвануть клеванту до отказа вниз, но тут же отпустить ее до половины хода клеванты - и компенсация асимметричного сложения будет очень эффективной, и асимметричного срыва еще не произойдет. Компенсации асимметричного сложения нужно много-много раз тренироваться - еще до того, как сложение у вас случится неожиданно, и вы врежетесь в скальный склон. Нескомпенсированное сложение опасно не только резким разворотом в склон, но и авторотацией - если сложение (на куполах с большим удлинением) не раскрылось само, то разворот в сторону сложения будет нарастать и нарастать, пока режим не перейдет в глубокую спираль (авторотацию), из которой выход очень труден и иногда просто сил не хватит, чтобы выйти. Уметь эффективно скомпенсировать асимметричное сложение - главный и самый важный навык парапланериста, потому что сложения происходят чаще других режимов.

По асимметричному сложению хочу добавить что при выполнении асимметрии идет побочный эффект - скольжение в бок в сторону не сложенной консоли.
Поэтому если мне нужно зайти на посадку на склон который слева, я выполняю правую асимметрию, и вы ней смещаюсь влево.

Делаю в голубицкой правую асимметрию постоянно а мне снизу кричат, это наветренная асимметрия, а ты попробуй другую подветренную!!! Ну попробовал. Ну поймите вы наконец что параплан не знает откуда и куда дует ветер. Он летит относительно воздуха а куда при этом смещается воздушная масса параплан не знает, и абсолютно все равно хоть в штиль хоть в дульник параплан летит одинаково, и в полёте не бывает наветренной и подветренной стороны. Параплан летит по ветру или против только относительно земли. Относительно воздуха нет такого различия поэтому провал или горка от направления параплана не зависит
Amadey
 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:59


Вернуться в Безопасность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron